ХЕЛЬСИНКИ - ТАЛЛИНН - ХЕЛЬСИНКИ НА МОРСКОМ ПАРОМЕ


Для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области съездить на день-другой в Финляндию - самое обычное дело. Секрет не только в расстоянии (Финляндия и Ленобласть - соседи), но и в том, что для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует упрощенная процедура получения финских (шенгенских) мультивиз. Это устраивает и власти Финляндии, в страну к которым потоком едут туристы из России, и самих туристов, которым оказывается открыта не только Финляндия, но и почти вся Европа.

Способов доехать из Санкт-Петербурга до Хельсинки несколько. Многие добиратся на своем автомобиле, но можно также выбрать автобус (от 12 евро в один конец), поезд или самолет, которые не стоят в очередях на границе.

Со вступлением стран Прибалтики в Шенгенскую зону у гостей Хельсинки появилась возможность без хлопот и с минимальными затратами разнообразить свое пребывание в столице Финляндии визитом в Таллинн.

Таллинн расположен в 80 километров к югу от Хельсинки, и чтобы попасть туда, надо пересечь Финский залив на пароме. Билет на паром стоит от двадцати евро (чуть дороже в выходные дни и значительно дороже в бизнес-классе). Время в пути составляет около двух часов. Никаких документов, кроме билета, не требуется, хотя рекомендуется иметь с собой паспорт.

Паромное сообщение между столицами Финляндии и Эстонии осуществляют три паромные компании: Tallink, Viking Line и Eckero Line. Наибольшее количество отправлений - у компании Tallink: пять отправлений в сутки в каждую сторону, а летом количество ежедневных отправлений у этой компании будет доведено до восьми.

Ну, поехали. Кстати, попутно: вот такое необычное дизайнерское решение применено в номере гостиницы в Хельсинки, где я остановился на одну ночь. Стекло в иллюминаторе, ведущем в душ-туалет, не полностью матовое, а частично прозрачное, и через него вполне можно наблюдать за происходящим внутри:

Путь из Хельсинки в Таллинн я преодолел утренним паромом Superfast VIII. Серия Superfast - это скоростные автомобильно-пассажирские паромы, построенные в 1993-2002 гг. в Германии для греческой компании Superfast Ferries, а оттуда постепенно разошедшиеся в аренду или в собственность по всему миру. Это скоростные паромы, предназначенные для перевозки пассжиров и автомобилей на большие расстояния. Скорость, которую могут развивать эти суда - до 28 узлов. Всего их было построено 12.

Паром Superfast VIII работает на линии Хельсинки - Росток (Германия), и преодолевает это расстояние за сутки. А в перерывах между дальними рейсами успевает сбегать в Таллинн.

Фотография парома Superfast VIII сделана в тот же день позднее:

Паром не предназначен для коротких рейсов: на нем много кают и не очень много пассажирских помещений для размещения большого количества "дневных" пассажиров, основная часть которых располагается в просторном обзорном носовом салоне:

Места занимаются и в ресторане, где можно сразу и поесть:

А те, кто заплатил 65 евро, проходят в салон бизнес-класса. На пароме нет такого салона, но во время коротких рейсов его роль выполняет небольшой ресторан, где бесплатно и без ограничений предлагаются разные закуски, чай-кофе, прохладительные и алкогольные напитки, и даже шампанское:

А кто-то на весь рейс "зависает" в баре:

... или заходит перекусить в кафе-магазин:

...или играет с автоматами:

... или идет в сауну с джакузи:

На пароме есть несколько небольших помещений для пассажиров без каюты:

... но некоторые предпочитают вестибюли и трапы:

На пароме имеются открытые прогулочные палубы, которые, однако, закрыты для пассажиров на зимнее время. Закрыты не капитально, а ленточкой, перед которой собираются любители покурить на свежем воздухе:

Причина того, что палуба закрыта, проста: она покрыта льдом и на ней очень скользко. Но я все же на нее вышел - ну разве можно провести всю морскую прогулку внутри парома?

Отправляемся из Хельсинки. Виден строящийся паром Viking XPRS для компании Viking Line. С апрля 2008 года он будет работать на той же линии Хельсинки - Таллинн:

В заливе прохладно, где-то около минус шести. Волн нет, льда тоже. Паром быстро двигается по направлению к противоположному берегу.

На этом участке движение паромов очень интенсивное, и почти постоянно виден один или несколько паромов. На следующей фотографии видны паромы Nordlandia (следует из Хельсинки в Таллинн), Silja Symphony (следует из Стокгольма в Хельсинки), Star ( следует из Таллинна в Хельсинки).

Обгоняем вышедший из Хельсинки на полчаса раньше паром Nordlandia компании Eckero Line. Этот паром, построенный в 1982 году, преодолевает расстояние от Хельсинки до Таллинна не за два, а за три с небольшим часа, однако же продолжает успешно конкурировать с современными скоростными паромами, работающими на этой линии.

Как только финский берег скрылся за горизонтом, по курсу показались прибрежные эстонские острова, и вскоре сам Таллинн.

В Таллинне обнаружилось стоящим на отстое российское круизное судно класса "река-море" "Казань":

Пассажирский порт в Таллинне состоит из четырех терминалов, один из которых, терминал D, обслуживает только паромы компании Tallink. Причалы терминала D рассчитаны на обслуживание одновременно трех паромов. Два места уже заняты паромами Victoria I и Galaxy.

Паром Victoria I, построенный по заказу Tallink в 2004 году, обслуживает ночную линию Таллинн - Стокгольм. Это современный паром, не уступающий по комфорту своим коллегам по аналогичной линии Хельсинки - Стокгольм:

Изображенный на следующей фотографии паром Galaxy довольно необычен, причем не только по раскраске: он задуман как судно для мини-круизов с паромными функциями. Galaxy работает на линии Хельсинки - Таллинн, причем его расписание построено так, что паром ежедневно отправляется в круиз из Хельсинки в Таллинн и обратно продолжительностью почти сутки и длительной стоянкой в Таллинне. Таким образом, пассажиры этого парома совмещают знакомство с эстонской столицей с приятным времяпрепровождением на комфортабельном судне, имеющем даже каюты с балконами. При этом на Galaxy можно купить и обычный билет без каюты в один конец за 20 евро: время в пути между Хельсинки и Таллинном паром преодолевает за два с половиной часа. А с 1 июня 2008 года Galaxy заменит на линии Турку - Стокгольм любимый многими россиянами, но далеко не новый паром Silja Festival, где будет работать в паре с паромом Silja Europa.

Наш Superfast VIII ошвартовался у таллиннского причала точно по расписанию:

Неподалеку от терминала D зимуют скоростные паромы Nordic Jet и Baltic Jet компании Nodic Jet Line. Они начнут работу на линии Таллинн - Хельсинки в марте. Эти скоростные суда затрачивают на дорогу между столицами всего полтора часа и развивают скорость 35 узлов. Несмотря на кажущиеся небольшие размеры (60 метров), они могут перевозить как пассажиров, так и автомобили:

Здесь же стоит используемый в качестве плавучего ресторана пароход "Адмирал". Это действующее судно с паровой машиной, бывший буксир:

Практически пропущу свое пребывание в Таллинне, поскольку отчет посвящен паромам. Но старая часть города очень интересная и уютная. Там стоит побывать.

Очень теплые воспомниания оставил музей-магазин изделий из марципана рядом с центральной площадью. Замечательные девушки покажут музей, а детям предложат слепить из разноцветного марципана свое собственное кулинарное произведение. Здесь можно купить необычные съедобные подарки, чтобы дома порадовать близких:

Обратный путь из Таллина в Хельсинки я проделал на пароме Star той же компании Tallink. Это новейший и самый быстрый паром компании, предназначенный специально для коротких линий. Он построен специально для линии Хельсинки - Таллинн в апреле 2007 года. На этом пароме пассажиры размещаются в просторных салонах, барах, ресторане, где и проводят все время пути - оно составляет всего два часа, как раз чтобы неторопливо пообедать или посидеть в баре за разговорами. Но для желающих на борту есть и уютные каюты со всеми удобствами - за дополнительную плату.

Фотография парома сделана раньше в тот же день:

Паромы Star и Victoria I принимают пассажиров:

При входе на паром пассажиров встречает светлый, просторный салон с креслами для сидения, и здесь же рядом - парфюмерный магазин:

Расположенный по соседству паб оформлен в историческом морском стиле. Это еще одно популярное место, где проводят свое время на борту многие пассажиры:

Для любителей быстрого питания работает специальный ресторан, где предлагаются пиццы, гамбургеры, мороженое, напитки:

А для тех, кто хочет пообедать серьезнее, в соседнем ресторане за дополнительную плату предлагается неплохой шведский стол с включенными пивом и вином:

Для детей предусмотрен детский уголок с воспитателем:

Продуктовый магазин представляет собой внушительных размеров (для парома) супермаркет:

Имеется и специальное место для курения:

Иными словами, паром очень удобен для "дневных" пассажиров, каждый из которых найдет для себя занятия по душе.

А вот открытых палуб на пароме Star очень мало. В первую очередь это три кормовых площадки, расположенные друг над другом:

... а также боковые прогулочные террасы. На следующей фотографии одна такая терраса видна целиком. Особенно не разгуляешься:

Навстречу идет старейший из работающих на линии Хельсинки - Таллин паром Rosella. Это судно, построенное в 1980 году, всю жизнь работало только в компании Viking Line, на разных линиях. Еще десять лет назад "Роселлу" можно было увидеть на линии Турку - Стокгольм, где паром работал практически по одинаковому расписанию со знаменитым конкурентом Silja Europa. В марте 2008 года "Роселлу" заменит на линии современный паром Viking XPRS.

Два часа пути пролетели незаментно, и вот Star делает оборот и мягко швартуется в западном порту Хельинки. Здесь уже стоит наш старый знакомый Galaxy, которого мы видели в Таллинне:

А перед паромом Star уже выстроилась очередь из грузовиков на следующий рейс в Таллинн:

Подводя итог: путешествие на скоростном пароме из Хельсинки в Таллинн - интересный и недорогой способ разнообразить свое пребывание в столице Финляндии. В ближайшее время на линию выйдут еще два новейших парома компаний Viking Line и Tallink, так что выбор судна и времени отправления для планирования путешествия будет предложен очень широкий.

Спасибо всем, кто прочитал этот отчет. Если у кого-то возникнут вопросы - пишите, с удовольствием на них отвечу.

Александр Соснин, февраль 2008 г.