ОТЧЕТ О МИНИ-КРУИЗЕ НА ПАРОМЕ PEARL OF SCANDINAVIA ПО МАРШРУТУ КОПЕНГАГЕН - ОСЛО - КОПЕНГАГЕН


Немного пароме и его истории

Назначение - автомобильно-пассажирский паром
Построен в 1989 году на верфи Вяртсиля, Турку, Финляндия
Длина - 178,4 м
Ширина - 29,6 м
Осадка - 6,1 м
Пассажировместимость - 2100 чел.
Скорость - 21 узел
Водоизмещение - 40039 тонн

Первым владельцем парома стала шведская компания Rederi Ab Slite, первым оператором - паромная компания Viking Line. Паром получил название Athena и в апреле 1989 года был поставлен на линию Стокгольм - Мариехамн. Поскольку эта линия фактически являлась круизной, автомобильная палуба оказалась не нужна, и на ней расположились дискотека и другие общественные помещения. На этой популярной круизной линии паром работал до момента банкротства своего владельца, Rederi Ab Slite. В августе 1993 года паром был поставлен на прикол в Стокгольме, а месяцем позже продан с аукциона малазийской компании Star Cruises. В том же году паром, получивший название Star Aquarius (позднее - Langkapuri Star Aquarius), был переоборудован в Сингапуре в круизное судно. В период до 1998 года Langkapuri Star Aquarius работал на круизном рынке Сингапура, после 1998 года - Гонконга. Наконец, в январе 2001 года судно было продано в Данию компании DFDS, и вскоре прибыло в Аалборг, где была произведена его обратная конвертация - из круизного судна в паром (редкий случай в мировой практике). В частности, были демонтированы пассажирские каюты, помещения экипажа и казино, занимавшие автомобильную палубу. Паром получил новое название Pearl of Scandinavia ("Жемчужина Скандинавии"), и 26 июня 2001 года отправился в первый рейс по линии Копенгаген - Хельсинборг - Осло, на которой работает по сегодняшний день в паре с паромом чуть меньших размеров Crown of Scandinavia.

О линии Копенгаген - Осло. Расписание движения паромов

Несмотря на то, что компания DFDS Seaways специализируется в основном на паромных перевозках между материковой Европой и портами Великобритании, сугубо скандинавская линия Копенгаген - Осло является для DFDS флагманской. На ней работают два самых современных и крупных парома компании - Pearl of Scandinavia и Crown of Scandinavia. В пути паромы делают остановку в шведском городе Хельсинборге.

Официальное расписание, по которому оба парома работают круглый год
день 1 Копенгаген, отпр. 17.00
день 1 Хельсинборг, приб. 18.30, отпр. 18.45
день 2 Осло, приб. 09.15, отпр. 17.00
день 3 Хельсинборг, приб. 07.30, отпр. 07.45
день 4 Копенгаген, приб. 09.15

Фактическое расписание парома Pearl of Scandinavia 4-6 января, которое почти не отличалось от официального
4.01.2006 Копенгаген, отпр. 17.00
4.01.2006 Хельсинборг, приб. 18.31, отпр. 18.43
5.01.2006 Осло, приб. 09.12, отпр. 17.02
6.01.2006 Хельсинборг, приб. 07.34, отпр. 07.40
6.01.2006 Копенгаген, приб. 09.15

Расписание паромов очень удобно для тех, кто совершает мини-круиз, то есть путешествие на пароме в обе стороны. В этом расписании нет поздних отправлений или ранних прибытий (этим недостатком грешит популярная у россиян линия Турку - Стокгольм, поскольку раннее прибытие в Стокгольм или Капельшер нередко портит впечатление от знакомства со шведской столицей). Часть маршрута (ближе к Осло) проходит по весьма живописным местам, однако в зимнее время насладиться пейзажами мешают темнота и холод на открытых палубах парома.

Процедура швартовки огромного парома во всех трех портах, особенно в Хельсинборге с его узким входом и тесной акваторией, вызывает удивление и восхищение. Паром самостоятельно разворачивается в невероятно узких местах и швартуется очень быстро и мягко.

Каюты

Размеры кают Pearl of Scandinavia вполне обычны для автомобильно-пасажирских паромов, хотя разочаруют любителей классических морских круизов. В стандартных каютах (с окном или без окна), как правило, четыре места (два нижних и два верхних), при этом каюту можно приобрести и как одноместную, двухместную или трехместную. В каждой каюте имеется санузел с очень скудным по круизным и гостиничным меркам набором туалетных принадлежностей и двумя маленькими пластиковыми стаканчиками. Кроме того, каждому пассажиру полагается всего одно полотенце. Я не говорю о том, что для круизного пассажира непривычно отсутствие в каюте телевизора и мини-бара. С другой стороны, паром предназначен для непродолжительных путешествий, и с этой точки зрения стандартные каюты вполне соответствуют своему назначению.

Для любителей большего комфорта имеются просторные каюты класса "Коммодор" с большими окнами, телевизором, разнообразными туалетными принадлежностями, а некоторые - с джакузи, что является редкостью даже для кают круизных судов. Эти каюты обслуживаются стюардами по круизным стандартам, для их обитателей на борту выделен отдельный салон, а завтрак, включенный в стоимость такой каюты, подается в отдельном от остальных пассажиров ресторане.

Для тех кто, напротив, привык экономить деньги и для кого не важен комфорт, предлагаются небольшие внутренние двухместные двухъярусные каюты с санузлом.

Во всех каютах имеется система кондиционирования воздуха с удобным регулятором температуры.

Рестораны

На пароме работают три ресторана.

Традиционный для морских паромов "буфет", или "шведский стол" сервируется в ресторане "Семь морей", где подается завтрак и ужин. Заплатив за входной билет, здесь можно брать любые блюда в неограниченном количестве. По качеству предлагаемых блюд на мой вкус это лучшее, что я видел в ресторанах "буфетного типа" на паромах, круизных судах и в гостиницах. На ужине в стоимость "шведского стола", в отличие от балтийских паромов (компаний Silja Line и Viking Line), не включены напитки. Алкогольные и безалкогольные напитки за дополнительную плату можно заказать через официанта.

Классический ресторан "Голубая лента" с заказным меню представляет собой более традиционное заведение не для паромного, а для круизного пассажира. Качество блюд и обслуживание в этом ресторане достаточно высокие, обстановка спокойная. Правда, спиртные напитки, особенно вина, в нем значительно дороже, чем в ресторане "Семь морей". Ужин из трех блюд по заказной системе можно оплатить заранее, при приобретении билета на паром, и в этом случае он обходится несколько дешевле.

Оба ресторана расположены на разных палубах в носовой части парома, а самые популярные столики находятся перед окнами с видом по ходу парома. Еще один небольшой альтернативный ресторан с высоким уровнем обслуживания расположен в центральной части парома, но я в нем не был и не могу о нем рассказать.

Для любителей быстрой и недорогой еды работает закусочная.

Развлечения

По сравнению с балтийскими паромами развлекательная программа на Pearl of Scandinavia скромная и обеспечивается малыми силами: неплохой музыкальной группой, играющей в клубе "Колумбус", ди-джеем, который участвует в развлекательных мероприятиях в "Колумбусе" и проводит дискотеку для детей в детском "Пиратском клубе", музыкантом, играющим и поющим в баре "Навигатор", и руководителем музыкальной программы, проводящем конкурсы и тоже поющим. Несмотря на то, что основные языки на пароме - датский и английский, вся развлекательная программа на борту проводится только на английском языке. Программа начинается вечером и заканчивается глубокой ночью, однако, как мне показалось, публика на Pearl of Scandinavia гораздо более спокойная, чем на балтийских паромах, и бурного веселья ночь напролет на борту не наблюдалось.

На борту имеется кинотеатр, где демонстрировался фильм "Хроники Нарнии" и другие фильмы, названия которых я не запомнил. Фильмы идут на английском языке в течение всего дня, но кинозал парома может использоваться и в качестве конференц-зала, поэтому на случай проведения на пароме конференций и семинаров кинозал может быть закрыт для обычных пассажиров.

Казино на пароме отсутствует, нет на борту и игровых автоматов, что по контрасту с балтийскими паромами вносит свои штрихи в стиль путешествия. Это связано с особенностями датского законодательства.

В распоряжении маленьких детей на пароме - игровая площадка.

Бары

Морские паромы трудно представить без баров. Pearl of Scandinavia не является исключением. На его борту работают три бара. В оригинальном винном баре предлагается большое разнообразие красных и белых вин, в том числе довольно редких. Бар "Навигатор" расположен "на открытом пространстве" в центральной части парома, в нем вечерами играет живая музыка. Этот бар отличает менее формальная обстановка, чем в других местах парома. Третий бар находится в ночном клубе "Колумбус", в нем предлагаются алкогольные и безалкогольные коктейли и другие напитки. Этот бар обслуживается только официантами и фактически предназначен для посетителей "Колумбуса", пришедших посмотреть на развлекательную программу. Официанта здесь иногда приходится долго ждать, поэтому для любителей быстро выпить и пойти в другое место этот бар вряд ли подойдет.

Еще один бар находится на открытой палубе парома, но зимой он закрыт.

Магазин дьюти-фри

Поскольку линия Копенгаген - Осло соединяет Норвегию и Евросоюз, на борту парома работает магазин дьюти-фри. В магазине представлен большой выбор парфюмерии, сигарет, алкогольных напитков, а также кое-что из одежды и вещей. Удивительно, но в магазине невозможно купить открытки или сувениры с символькой компании DFDS или изображением судна, за исключением шоколадки, на обертке которой изображены оба парома, обслуживающие линию Копенгаген - Осло.

Бассейны и сауна

В носовой части парома расположены бассейн, два джакузи, а также женская и мужская сауны. Джакузи работают поочередно, переключаясь примерно каждые двадцать минут. Бассейн невелик по размерам, а вода в нем чуть холоднее комфортной температуры. Сауна тоже не слишком горячая, а вместо деревянного ковшика для подачи воды на камни в сауне стоит бумажный стакачик из-под "Кока-Колы". В целом сауна и бассейн оставляют слабое впечатление, но джакузи вполне комфортны.

В кормовой части парома на открытой палубе расположены еще один бассейн и джакузи (открытый бассейн и джакузи - явление почти уникальное для морских паромов). Сейчас они закрыты на зиму.

Обслуживание пассажиров в городах

Pearl of Scandinavia - это транспортное, а не круизное судно, но несмотря на это на борту парома на стойке информации можно приобрести автобусную экскурсию по Осло. Автобус отправляется от паромного терминала через 15 минут после прибытия парома. Пассажиры могут выбрать экскурсию продолжительностью два часа (обзорная по городу с прогулкой по парку скульптур и подъемом к трамплину Холменколлен), три часа (то же плюс посещение музея кораблей викингов) или четыре часа (то же плюс музей корабля Нансена "Фрам" и музей плота "Кон-Тики" и корабля "Ра II"). За время стоянки парома в Осло посетить все основные достопримечательности города, подняться к лыжному трамплину с видом на город и побывать в основных музеях Осло практически невозможно, поэтому заказать экскурсию имеет смысл. Но надо учитывать, что она проходит на нескольких языках, в которые не входит русский.

В Копенгагене экскурсионное обслуживание не предлагается, но между паромным терминалом и центром города курсирует бесплатный автобус.

Карты Осло и Копенгагена, а также брошюры с расписанием событий и мероприятий в этих городах можно бесплатно взять на стойке информации парома.

Заключительные замечания

Думаю, что не стоит задачи сравнивать паром Pearl of Scandinavia с круизными судами. Более корректно сравнить этот паром с аналогичными судами, работающими на Балтийском море. Это паромы компаний Silja Line и Viking Line, обслуживающие линии между Финляндией и Швецией. Компания DFDS показалась мне менее изобретательной с точки зрения развлекательной программы и торговли, но зато паром Pearl of Scandinavia отличается от балтийских паромов спокойной, даже интеллигентной обстановкой на борту. Его пассажиры настроены скорее на созерцательный отдых, чем на развлечения. Когда пассажир попадает на паром, он слышит живую фортепианную музыку, а капитан парома лично встречает пассажиров у входа. В течение рейса капитан делает обходы всех помещений парома и пассажиры его часто видят. Для парома подобных размеров это крайняя редкость.

Пассажиров в рейсе Копенгаген - Осло на борту было относительно немного, что и неудивительно: зима, середина недели. На пароме путешествовали в основном жители разных европейских стран. В Осло к ним присоединилось множество групп россиян, находящихся на январских каникулах в недельных автобусных турах по скандинавским столицам (Санкт-Петербург - Хельсинки - Осло - Копенгаген - Санкт-Петербург).

Интерьеры парома оформлены в спокойном стиле, местами они даже простоваты. Внимание привлекают стенды с фотографиями паромов, работавших в прошлом на линии Копенгаген - Осло, а также макеты некоторых паромов, оставивших заметный след в истории линии.

И напоследок : при отправлении парома из Копенгагена и Осло на борту играет музыка, что совсем не принято на паромных судах. Но это добавляет радости от предстоящего путешествия и погружает в атмосферу праздника.

Достойный паром и интересный маршрут - думаю, стоит попробовать.


Александр Соснин


Фотографии автора отзыва. Фотография парома (наверху) - с сайта Simplon Postcards

Интернет-портал Infoflot.ru