ХЕЛЬСИНКИ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
(море и река с неба)


Рейс FV 230 из Хельсинки в Санкт-Петербург отправлялся по расписанию, в 19.55 местного времени. Народ привычно затарился в аэропортовом дьюти-фри, и пошел садиться в Боинг-737 авиакомпании "Россия" (ранее -"Пулково"). Полет до Санкт-Петербурга занимает всего 35 минут, и, когда небо безоблачное, а солнце еще не село, это интересный и неутомительный полет.

Поехали...

Взлетаем над каким-то карьером:

Под крылом окрестности Хельсинки. Взлетели на запад, так что море пока слева:

Развернулись, взяли курс на Санкт-Петербург. На этом рейсе приносят (теплое) шампанское и шоколадку:

Пересекли границу с Россией. В вечерних сумерках хорошо видны очертания Березовых островов (Большой, Северный, Западный). Там мне доводилось бывать, когда в студенческие годы за занимался парусным спортом. Райские места! Правее - Приморск (на фото он не различается), рядом с ним порт Приморск, а вглубь материка направо уходит Выборгский залив, заканчивающийся Выборгом.

Через несколько минут стало видно не только Финский залив, но и Ладожское озеро, а на нем был хорошо виден остров Коневец. Но снять эту картину не удалось.

Вот и Санкт-Петербург. Новостройки Васильевского острова, и строящийся порт на намывной территории.

А на следующий фотографии - приморская часть Санкт-Петербурга. Хотя Петербург и морской город, но парадных морских набережных в нем почти нет: большую часть берега занимают порт и заводы. Хорошо видна территория морского порта. Слева направо: небольшой квадратный остров Белый, где находятся очистные сооружения, вытянутый Канонерский остров с Канонерским судоремонтным заводом и жилыми кварталами, отделенный от него Морским каналом Гутуевский остров, на котором расположен морской порт. Здесь, на причалах Морского канала, стоят не только грузовые, но и крупные круизные суда, которые по своим размерам не могут зайти в Неву. Их можно хорошо разглядеть с Канонерского острова. Гутуевский остров отделен от материка рекой Екатерингофкой, за которой начинаются заводы, и лишь затем - жилые кварталы. Таков сегодня морской фасад Санкт-Петербурга. И лишь на видном на фотографии выше порта Васильевском острове есть небольшой участок с красивой морской набережной.

На следующий фотографии - вид на Санкт-Петербург с юга. Под крылом - Московский и Фрунзенский районы, севернее - центр города и классический изгиб Невы, перед впадением в Финский залив разделяющейся на острова.

На следующий фотографии - участок Невы между Вантовым и Володарским мостами, где швартуются крупные речные пассажирские суда (ниже Володарского моста, когда мост не разведен, им не пройти). Идем от Вантового моста вниз по Неве (на фотографии - вверх). На правом берегу реки сразу за мостом расположена ремонтная база флота, известная как "Уткина Заводь". Уткиной Заводью в основном пользуются суда Волжского пароходства. Здесь, за молом, стоят три крупных пассажирских теплохода. Еще один пассажирский причал свободен. В пиковое время Уткина Заводь может принять один дополнительный пассажирский теплоход к молу. Здесь же, у мола, ночует часть петербургских "Метеоров".

Рядом, чуть выше на фото, расположены бывшие причалы Солебазы, а теперь пассажирские причалы ООО "Пассажирский флот". Их часто считают продолжением причалов Уткиной Заводи, но это не так: от Уткиной Заводи они отделены забором (хотя не исключено, что в будущем забора не будет). Этими причалами пользуются суда многих судоходных компаний. На фотографии видно, что заняты оба причала: на одном - счал из четырех, на другом - из двух судов.

Спускаемся по Неве к Володарскому мосту (а если идти по фотографии, то поднимаемся). На левом берегу перед Володарским мостом - причалы речного вокзала Санкт-Петербурга. В этот вечер они почти пустые, хотя могут принять пятнадцать судов одновремено.

Рассматривается вопрос строительства четвертого речного вокзала в Санкт-Петербурге.

После пересечения Невы самолет развернулся, и в иллюминаторе показалась другая, загородная часть реки. Отсюда до Ладожского озера - три часа хода на теплоходе:

Под крылом - Колпино, южный пригород Санкт-Петербурга. Видна протекающая через Колпино река Ижора:

Пулковсое шоссе (как бы упирающееся в Пулковские высоты с Пулковской обсерваторией, а на самом деле огибающее их) - это уже перед самым приземлением:

В полете хорошо, ну а на земле - не очень. Очередь на пограничный контроль в Пулково-2:


Александр Соснин, 19 августа 2007 г.