ФИНЛЯНДИЯ: ОЗЕРНЫЙ КРАЙ
Выходные на автомобиле


Поездкой на выходные дни на автомобиле в Финляндию в Санкт-Петербурге никого не удивишь - дело обычное. Сказываются упрощенный визовый режим для жителей северо-запада России, и небольшое расстояние до границы. Но вот я до последнего времени предпочитал попадать в Финляндию другим видом транспорта. А на последних майских выходных все-таки решил попробовать провести выходные в Финляндии на своих колесах, как это делают очень многие петербуржцы. И вот что из этого получилось.

Формальная сторона поездки достаточно проста: по пути к границе покупается страховка ("зеленая карта") для автомобиля, и путь в Финляндию открыт. Российские водительские права в этой стране признаются официально.

Ближе к границе начинаются красивые виды карельской природы. В одном таком живописном месте мы и сделали первую остановку:

Впрочем, как было не остановиться, если именно здесь начиналась очередь на пограничный и таможенный контроль перед пунктом Брусничное:

После прохождения всех пограничных и таможенных формальностей на российской и финской сторонах мы оказались на территории Финляндии, затратив на прохождение границы в общей сложности три часа. Обычно бывает быстрее, но для утра субботы - нормально.

Включаю навигатор и в соответствии с действующим ограничениями скорости еду по финским дорогам. Пункт назначения - Миккели. А ограничения скорости здесь по российским меркам просто нечеловеческие - как правило 60 или 80 километров в час за городом, на редких участках 100. Где-то есть и 120, но это уже из разряда чудес, и я такого не видел. А дороги очень неплохие. И вот едешь по ним с этой самой скоростью... а нарушать нельзя: везде камеры, и в лучшем случае нарушителя ждет штраф, в худшем - закрытие въезда в страны Шенгена.

Ну так здорово, скажете вы, вот где истинная безопасность! Но через двадцать минут такой езды начинает клонить в сон, и возникает другая опасность - заснуть за рулем. Делать-то водителю в общем и нечего: включен круиз-контроль, и остается только аккуратно выписывать повороты... А выключишь круиз-контроль - так и не заметишь как машина сама собой разгонится больше допустимого: ну не привыкли в России так ездить.

Всю дорогу до Миккели я боролся со сном, и никакие способы отогнать его не помогали. Но вот мы наконец доехали.

Городок Миккели (или город Святого Михаила) - административный центр провинции Южная Савония, основан в XIX веке по указу Николая I (Финляндия была частью Российской империи, хотя и со значительными полномочиями автономии). В городе проживают около 50 тысяч человек.

Основная достопримечательность Миккели - кафедральный собор:

Деревянное здание железнодорожного вокзала - типичное для небольших городов Финляндии:

На железнодорожной станции установлен вагон-салон маршала Маннергейма. Он наездил на нем 73 тысячи километров. Вагон открывается для посещения только один раз в году. Вообще Миккели тесно связан с именем Маннергейма: именно здесь в годы Второй мировой войны располагалась ставка маршала.

Миккели расположен в озерном крае Финляндии. Озера занимают огромную площадь, соединены между собой проливами, и на них работают прогулочные суда, совершающие круизы из нескольких городов. Миккели - не исключение, ведь город расположен в самом центре озерного региона Финляндии. Здесь есть свой порт, откуда можно отправиться на водную прогулку. Провда, большая навигация еще не началась, и рейсов немного. Но суда стоят, готовые к плаванию:

Эти небольшие ретро-теплоходы очень типичны для озерной Финляндии. А вот на этом стоечном судне расположено очень популярное в городе кафе:

Теплоход отправился на прогулку. Очевидно, он аредован для прогулки небольшой компанией:

В Миккели много стильных ретро-машин. Их можно запросто встретить на улицах города, и к ним быстро привыкаешь:

Вечерняя прогулка по Миккеле занимает относительно немного времени: городок небольшой.

В городском парке - мемориал погибшим в годы войны:

А это - второй по величине собор Миккели:

Миккели - старый гарнизонный город. В его тихом старом районе, в деревянных бараках, расположен музей пехоты, где собрано много материалов из военной истории Финляндии:

Центр города соседствует с обширным лесопарком и озерами:

Одна из известных достопримечательностей Миккели - самая большая в Финляндии усадьба священника с собственным парком:

А мимо усадьбы следуют пассажирские пароходы: порт Миккели совсем рядом:

И здесь же, на берегу озера - завод, зрелище впрочем редкое для этих мест:

Вечером на той самой стоечной шхуне, которую мы видели днем, собирается все прогрессивное население Миккели. Атмосфера на борту дружеская. Есть здесь особенно не принято; в основном посетители пьют пиво, холодный сидр и коктейли. Девушки-официантки постоянно собирают стаканы со столов и переносят их в огромном количестве:

В ночи выбрались посмотреть еще одну достопримечательность Миккели - обзорную башню, которая в это время суток конечно была закрыта, но парк вокруг нее оказался вполне обитаем и пригоден для тихих прогулок.

Утром, позавтракав, едем в другой город озерного края Финляндии - Савонлинну. Дорога весьма живописная, погода и настроение хорошие:

По пути встречаются такие домики, где можно попить кофе:

А рядом с подобными остановками обязательно найдется живописное озеро:

В общем, приятная дорога, и даже скоростные ограничения уже не так раздражают. Но что это? Сбитый столб, а в кювете - разбитый дымящийся автомобиль:

Останавливаемся. Может быть, нужна помощь? Да, нужна. Человек истекает кровью, а перевязать его нечем: ни в одной из остановившихся машин нет аптечки. У меня она есть, открываю багажник, достаю аптечку... Но вот неприятный сюрприз: она намертво перевязана пластиковой перетяжкой, и вручную открыть ее просто невозможно. Хорошо что в кармане есть ключи, ими и удалось вскрыть аптечку. А если бы их не было? А если бы время шло на секунды? Дорогие автомобилисты, проверьте пожалуйста, что ваши аптечки свободно открываются... Ну впрочем все хорошо, что хорошо кончается. Перевязали мужчину, а тут и подъехала скорая помощь. Можно ехать дальше: Савонлинна уже совсем недалеко.

Савонлинна основана в XV веке шведами. Это совсем небольшой город с населением не более 30 тысяч человек, но при этом сюда приезжают многие туристы, в первую очередь чтобы полюбоваться на древнюю крепость: такое нечасто увидишь в Финляндии. Сам город очень уютный и приятный для отдыха и прогулок:

Савонлинна - это крупный порт Сайменского бассейна, и город с большими морскими (или озерными) традициями. Я уже говорил, что по озерам Сайменского бассейна ходит много прогулочного флота, в том числе и исторические суда. А помимо этого здесь можно встретить круизный теплоход Kristina Brahe, совершающий многодневные круизы по внутренним озерам Финляндии и по Сайменскому каналу.

Но сегодня здесь стоят только прогулочные суда. Зато какие! Это исторические пароходы, классика Сайменского бассейна. Многие годы они работали на пассажирских линиях, соединяя города и поселки Финляндии, а сейчас используются на озерных прогулках:

Это еще не все исторические суда в Савонлинне, а пока - пара представителей современного прогулочного флота:

В городе есть действующие музейные суда. Первое из них - пассажирский пароход с каютами "Савонлинна", или, как его неофициально называли, "Сайменский экспресс". Расстояние от Савонлинны до Лаппененранты пароход преодолевал за 7 часов, и это считалось очень хорошим показателем:

Второе музейное судно - последняя в мире самоходная баржа с деревянным корпусом "Микко":

Суда открыты для посещения, находятся в рабочем состоянии, и от случая к случаю по разным поводам выходят в плавание. Об этих замечательных судах я обязательно напишу отдельный рассказ и покажу, что у них внутри.

Музей города Савонлинна стоит совсем рядом со стоянкой исторических пароходов:

А что это за домик, угадать непросто. А это - ресторан, где в средневековых интерьерах подаются блюда по средневековым рецептам:

А вот и сама крепость. Ее строительство началось в 1475 году. Задачей крепости была охрана границы между Швецией и Новгородской республикой. Поскольку приграничная территория была спорной, новгородцы строительство крепости не одобряли и старались ему всячески мешать. Но крепость все-таки была достроена, и в частично перестроенном виде сохранилась до наших дней.

Некоторые комнаты в крепости приспособлены для проведения конференций и других мероприятий:

На одном из верхних этажей башни взорам посетителей предстает средневековый туалет:

Заглянем в отверстие. Высоко! А внизу вода:

Как таковой смотровой площадки в крепости нет, и с верхнего этажа башни виды окрестностей можно наблюдать только через небольшие смотровые окна:

А это - самый маленький в Финляндии орган:

В этот день на прогулки ходил только один теплоход Ieva, из современных: большая навигация еще не началась, начнется она в середине июня и закончится в августе. Навигация здесь очень непродолжительная, и совпадает с коротким туристическими сезоном в этом регионе.

Отправлямся на часовую прогулку вокруг Савонлинны, благо город стоит на острове. Берем холодного грушевого сидра в баре - и на палубу. Там солнечно и жарко.

Во время такой прогулки можно полюбоваться не только на город, но и н аокрестную природу. И получить некоторое предстваление о том, что ожидает путешественника в более длительном круизе по Сайменским озерам. При хорошей погоде это наверное будет незабываемый многодневный круиз.

Впрочем, я говорю что круизы здесь бывают многодневными, а на самом деле длятся они не более пяти дней. Есть возможность отправиться в двухдневный круиз и на историческом прогулочном судне, ведь на этих судах есть каюты, где можно переночевать в конечном пункте, а на следующий день на этом же пароходе вернуться назад.

На зимнем отстое находится еще один исторический каютный пароход Heimavesi. Он начинает навигацию 19 июня:

Ну что ж, пора и домой. В навигаторе пункт назначения Иматра, рядом с которой находится пограничный переход в Светогорск. Дорога на первый взгляд показалась какой-то странной, не оптимальной, ну ладно, мало ли что этому навигатору известно того, что неизвестно людям. :))

Когда через полчаса пути навигатор предложил свернуть на проселочную грунтовую дорогу, я сильно удивился, но последовал его команде. Поездка по финской грунтовке - одно удовольстие: пыль столбом, а вот ям и колдобин нет.

А потом навигатор удовлетворенно сообщил, что мы прибыли на место назначения... Вот она, Иматра:

В общем, мы приехали конечно же не в Иматру, а на какой-то очень дальний и малообитаемый финский хутор... А все потому, что неправильно ввели пункт назначения в навигатор. Из интереса поехали дальше по этой грунтовке, и вскоре уперлись в тупик: дорога закончилась.

Зато рядом оказалось озеро с прекрасным местом для купания. Ну разве бы мы сюда приехали специально? Спасибо навигатору!

По той же грунтовке выбрались обратно на трассу, а через некоторое время дорога уперлась в пролив. Берега пролива соединяет круглосуточный бесплатный паром:

Получился еще один небольшой круиз. Паром представляет собой что-то вроде туера с подруливающим устройством и движется вдоль проложенного через пролив троса. Но при подходе к берегу подрабатывает подруливающим устройством, такое вот необычное сочетание.

А это его рубка:

Дальше была дорога на Иматру, откуда, не заезжая в город, мы направились к границе. Несмотря на пиковое время, каким является воскресный вечер, и пересменку у российских таможенников, все процедуры заняли около часа.

По дороге от Выборга до Санкт-Петербурга я наверстал упущенное в Финляндии. Ну какой же русский не любит быстрой езды. :)) А поездка на выходные в Финляндию получилась очень интересной и при этом совсем недорогой. Думаю, что когда-нибудь повторю ее, разумеется с посещением уже других городов.

 

Александр Соснин, май 2009 г.