ЮЖНЫЙ БЕРЕГ КРЫМА И ТЕПЛОХОДЫ ПРОЕКТА 1430
Моя любовь к флоту началась в возрасте шести лет, и было это на Черном море, в Судаке. Моей первой любовью стали красивые, ни с чем не сравнимые белоснежные лайнеры, регулярно подходившие к судакскому пирсу и уходившие от него в море. Это был 1979 год, а потом еще два лета мы отдыхали в соседнем селе Морское, и там тоже был свой пирс, и туда тоже подходили эти прекрасные чудо-корабли. В мире не было ничего лучше этих теплоходов. Попасть на них было несбыточной мечтой. Для этого надо было уговорить родителей, а это почти никогда не получалось. Но все же три раза мне это удалось, и моим первым теплоходом стал "Капитан Климонтов", на котором мы с папой отправились из Судака на часовую морскую экскурсию. А через некоторое время на этом же теплоходе совершили уже двухчасовую экскурсию, до Морского и обратно. Через год мы с папой поехали на целый день на теплоходоную экскурсию из Морского в Ялту, Ласточкино гнездо и Никитский ботанический сад: туда - на "Константине Паустовском", обратно - на "Тавриде".
В те годы в Судак и Морское заходили теплоходы Ялтинского порта "Константин Паустовский", "Капитан Климонтов", "Леся Украинка", "Массандра", "Таврида", "Риека", "Сергей Тюленин", "Олег Кошевой", "Люба Шевцова", "Надя Лисанова" и "Ульяна Громова". Другие подобные теплоходы Ялтинского порта в те годы в Судак не ходили, это были "Заря", "Сергеев-Ценский", "Константин Станюкович", "Аркадий Гайдар", "Леонид Соболев", "Чехов", "Маритэ Мельникайте", "Зоя Космодемьянская", "Лиза Чайкина", "Александр Грин", "Паша Ангелина", "Крымский партизан" и "Артек".
После 1981 года мы не ездили в Крым, и я больше не видел ни одного из этих красивых теплоходов. Они остались в светлых детских воспоминаниях. Позднее я узнал, что эти суда имеют номер проекта 1430. Если бы не они, я не полюбил бы флот всей душой.
И вот в 2008 году я решил повидаться с прекрасными теплоходами из детства, взял билет и поехал в Ялту на полтора дня. Удивительно, но теперь на этих несбыточных теплоходах я могу кататься сколько угодно, когда захочу сам. Ну что ж, за двадцать семь лет что-то в жизни должно измениться к лучшему.
И вот я в Ялте. Скорее в порт. У причала стоит добрый старый "Константин Паустовский", морской прогулочный катер проекта 1430... нет, это все тот же самый белоснежный красавец-лайнер "Константин Паустовский", который выделялся среди всего флота своими белыми (а не черными) якорями. Это был Флагман, а его первый капитан был настоящим энтузиастом своего дела (сейчас ему уже много лет, долгих лет жизни этому человеку).
Через десять минут теплоход отправится в Симеиз. Поехали!
Но прежде всего оглядимся вокруг. У мола стоит другой такой же теплоход "Люба Шевцова". Ну, привет, дорогая, сколько же лет мы с тобой не виделись!
Рядом - "Сергей Тюленин", в этом году он последний из ялтинского прогулочного флота будет спущен на воду, а пока Сережка отдыхает и набирается сил перед навигацией. Привет, дорогой, как часто ты заходил в Морское! Помнишь тот сильный шторм, когда ты пришел из рейса, и твой фальшборт окатывали водой, чтобы смыть последствия качки?
А рядом - ветеран прогулочного флота, теплоход "Радуга-14", он из серии предшественников проекта 1430. Эти суда тоже внесли огромный вклад в местное пассажирское судоходство на Черном море:
У дальнего причала - теплоход "Санта-Барбара", это тоже проект 1430, но это судно частное, и изначально не было ялтинским:
На стапелях ржавеет "Голубая стрела". Когда-то этот скоростной теплоход большой вместимости вместе с однотипной "Крымской стрелой" должен был заменить проданные в Грецию "Кометы", но, видно, уже не судьба... А "Крымская стрела" продолжает работать на Черном море.
В этом году теплоходы Ялтинского порта, помимо прогулок, обслуживают рейсовые линии Южного берега Крыма от Симеиза до Алушты. Самое интенсивное движение - из Ялты на запад, через Ласточкино гнездо и Мисхор в Алупку. В день по этой линии теплоходы отправляются семнадцать раз. Три раза в день линия удлиняется до Симеиза, я попал как раз на такой рейс. Семь раз в день теплоходы отправляются из Ялты на восток, через Никитский ботанический сад в Гурзуф. Один раз в день рейс выполняется еще дальше вдоль крымского побережья: через Партенит и Профессорский уголок в Алушту. Алушта - самое дальнее место, куда в этом году можно попасть на рейсовом теплоходе ялтинского порта, и сделать это можно только один раз в день. На всех теплоходах, несмотря на транспортную функцию линии, работает экскурсовод.
Итак, "Константин Паустовский" отправляется в рейс до Симеиза.
Носовой салон теплохода с хорошим обзором:
Средняя часть теплохода. Как же, как же, помню эти надписи про спасательные жилеты... Ну как будто не уходил с теплохода все эти годы...
Пассажирский салон в открытой кормовой части теплохода:
Верхняя открытая палуба. В старые времена она была закрыта для пассажиров, но сейчас она оборудована скамейками и столиками, и на нее можно попасть за 10 гривен. Ниже будет фотография такой площадки целиком на другом теплоходе, а здесь, извините, смог сфотографировать только так: в правой части непрерывно целовались, ну не смущать же людей:
На выходе из порта нам встретился однотипный "О. Глазунов", частное судно, приобретенное где-то в другом регионе Украины. Кстати, как я понял, принадлежит теплоход второму капитану "Константина Паустовского", тоже очень инициативному и предприимчивому человеку. Можно отметить ухоженный внешний вид "Глазунова":
А это - "Владимир Луговской", прогулочный теплоход ялтинского порта, проект . Когда-то такие суда должны были заменить теплоходы проекта 1430, но до начала 1990-х годов Ялтинский порт успел получить только четыре таких судна 10110 - "Саманта Смит", "Андрей Дударь", "Маргейт" и "Владимир Луговской". Три теплохода этой серии работают в Ялтинском порту и сейчас: "Саманта Смит" - на прогулочной линии Ялта - Ласточкино гнездо, "Маргейт" - на прогулочных линиях из Судака, в том числе и в Ялту, "Владимир Луговской" - на прогулочных линиях из Алушты и Гурзуфа. Эти суда имеют высокую скорость, и расстояние от Ялты до Судака преодолевают всего за три с половиной часа (теплоходы проекта 1430 - за пять часов).
Ялтинский порт остался позади.
До портопункта Ласточкино гнездо - двадцать пять минут хода. Так называются остановочные пункты прогулочных судов: портопункты. Сам замок Ласточкино гнездо виден издалека. Это уменьшенная копия одного из рейнских замков. Замок построен в 1912 году, а через некоторое время после землетрясения 1927 года его закрыли. Помомо повреждений самого замка, раскололась надвое скала, на котором он стоит. И лишь в 1970-е годы замок был восстановлен во всей красе и открыт для посещения. Сейчас в нем находится итальянский ресторан.
У причала - теплоходы "Олег Кошевой" и "Саманта Смит":
"Олег Кошевой" (еще один теплоход из детства, он часто приходил в Морское) отходит от пирса:
После короткой стоянки идем дальше. Навстречу идет "Коктебель", который раньше работал в Феодосийском порту, а несколько лет назад был передан в Ялту. Позднее я еще вернусь к этому теплоходу.
Южный берег Крыма весьма живописен, и активно застраивается гостиницами и пансионатами.
Подходим к Мисхору, известному своими прекрасными пляжами и парками. Это все еще территория так называемой "Большой Ялты", на семьдесят километров раскинувшейся по побережью моря.
Еще один встречный теплоход - "Чехов". Это судно Ялтинского порта, но знакомы мы с ним разве что заочно: в Судак и Морское он при мне не приходил ни разу. Но все равно: здравствуй, "Чехов", рад, что ты трудишься и в наши дни.
Не правда ли, эти теплоходы красивы?
Идем дальше. Впереди - Алупка, еще один курорт Большой Ялты. Помимо пляжей и здравниц, здесь находится известный Воронцовский дворец, сооружение очень интересного и оригинального вида, с великолепным внутренним убранством. Дворец безусловно стоит посетить с отдельной экскурсией - такие экскурсии предлагают все экскурсионные бюро южного берега Крыма.
На следующей фотографии мы видим судоводителя "Константина Паустовского", командующего швартовкой в Алупке. А ближняя к нам часть этого крыла представляет собой небольшую прогулочную палубу для туристов. Правда, вход на нее открыт не на всех теплоходах, зато на некоторых там даже установлены скамейки.
Поехали дальше. Впереди - Симеиз.
Симеиз - курортный поселок Большой Ялты. Здесь расположен известный парк. На скале Лебединое крыло, рядом с горой Кошка, оборудована смотровая площадка, и рядом с ней расположен пирс, даже два пирса. Это конечная остановка для пассажирских теплоходов Ялтинского порта, которые приходят сюда три раза в день.
По расписанию "Паустовский" должен здесь ночевать. Но как только последний человек покинул борт теплохода, капитан скомандовал: "Пошли". Теплоход резво отошел от пирса, развернулся, и без пассажиров ушел в сторону Ялты. Неужели он будет ночевать в Алупке? А мне надо как раз туда. Если бы я знал, то наверное договорился бы с экипажем, чтобы меня туда подбросили. А теперь придется искать такси.
Куда тут денешься. Не сразу, но нашел такси, на котором очень быстро добрался до Алупки: там совсем недалеко. У пирса уже расположился на ночлег "Паустовский", а рядом шла посадка на "Надю Лисанову", отправляющуюся последним в этот день рейсом в Ялту.
"Надя Лисанова" в те давние годы была редким гостем в Морском, и я воспринимал ее как нечто экзотическое, из потустороннего мира. Тем большим праздником были дни, когда Надя заходила в Морское, на моей памяти это случалось всего несколько раз. Ну а сейчас у меня в руках билет на этот "экзотический теплоход":
Ну-ка, посмотрим, как здесь внутри. Внутри здесь неплохо, хотя и нет бара. Я не упомянул, что на нижней палубе этих теплоходов расположено помещение бара. В далеком 1979 году в баре на "Капитане Климонтове" я впервые попробовал Пепси-Колу. Это было очень вкусно, но когда теплоход качнуло, волшебный напиток разлился по столу. Хорошо, когда рядом есть папа, который о тебе позаботится. Мне сразу же была куплена еще одна Пепси-Кола. Берегите родителей.
Так вот бар работает только на "Константине Паустовском" (но не в том рейсе, когда теплоход идет ночевать не в Ялте, так что мне не повезло и бар был закрыт и на "Паустовском"). На других ялтинских теплоходах проекта 1430 это помещение сейчас не используется.
На борту "Нади Лисановой":
Следуем в Мисхор.
Знаменитая Мисхорская русалка (есть еще один памятник Русалке в Мисхорском парке, очень хорошая, трогательная скульптура):
Снова Ласточкино гнездо:
Над Ялтой уже опустились сумерки. Вечерняя Ялта изящна и притягательна:
Вот и закончился день. Высадив туристов, "Надя Лисанова" перешла к молу, где уютно устроилась на ночевку.
До нашего времени дожили далеко не все теплоходы Ялтинского порта. Когда наступили непростые 1990-е годы, работы у флота стало совсем мало. И судьбы теплоходов сложились по-разному.
"Зоя Космодемьянская", отходя от необорудованного берега на прогулку в малознакомой для экипажа местности, села на камни и повредила себе винты и рули. Эта поправимая в другое время ситуация стала для "Зои" роковой: при избытке однотипных судов ремонтировать уже не стали.
Не стали восстанавливать и четыре теплохода, поврежденных в Ялтинском порту сильнейшим штормом. Это были "Капитан Климонтов", "Леся Украинка", "Леонид Соболев" и "Риека". Из било и кидало так, что никто не мог на них зайти. После этого раненные теплоходы решили добить, чтобы они не мучались и не были обузой для порта. Их разрезали.
Несколько теплоходов, в том числе "Массандра" и "Ульяна Громова", были проданы в Грецию, некоторые, в том числе "Таврида" и "Маритэ Мельникайте" - в Россию.
Сегодня в Ялтинском порту работают следующие теплоходы проекта 1430: "Константин Паустовский", "Олег Кошевой", "Чехов", "Аркадий Гайдар", "Коктебель", "Константин Станюкович", "Сергей Тюленин", "Люба Шевцова" и "Надя Лисанова". Они обслуживают пассажирскую линию, о котороя я писал, а также прогулочные линии Большой Ялты и Алушты. В дневное время теплоходы постоянно находятся в движении.
На следующий день я решил отправиться по восточной части пассажирской линии, до Алушты, с остановкой и ожиданием теплохода на Алушту в Гурзуфе. В Гурзуф я отправился на теплоходе "Коктебель":
Из порта мы выходили одновременно с "Самантой Смит", которая пошла в очередной экскурсионный рейс в Ласточкино гнездо. В день "Саманта" делает пять таких рейсов из Ялты с 40-минутными стоянками у пирса Ласточкино гнездо. За время этой стоянки пассажиры "Саманты" успевают подняться к замку. Рейсы очень популярны, а на борту работает бар.
В тот день в Ялту зашел теплоход Costa Europa, в прошлом носивший названия Homeric и Westerdam и перенесший операцию по удлиннению путем вставки новой центральной секции. В последние годы в Ялту все чаще стали заходить крупные круизные суда.
После выхода из Ялтинского порта поворачиваем налево, и идем вдоль побережья Крыма на восток.
Восточные окраины Ялты:
В этот день на море присутствует волнение, и наш теплоход заметно раскачивается на волнах. Точно так же качается и встречный "Константин Станюкович":
Несколько лет назад Ялтинскому порту были переданы четыре теплохода проекта 1430, много лет простоявших в отстое и находившихся в ужасном техническом состоянии. Из этих теплоходов восстановили только один, "Коктебель", на котором мы сейчас и следуем в Гурзуф. Остальные же феодосийские суда так и стоят на окраине Ялты в ожидании своей участи:
Первая остановка - Никитский ботанический сад, поселок Никита. Это не просто сад, а старейшее научное заведение Крыма, ведущее свою историю с начала XIX века. Здесь собрана уникальная коллекция растений. Сад посещают многие отдыхающие в Крыму.
А за Никитой - живописный поселок Гурзуф, конечная остановка для нашего теплохода:
В некоторые дни прогулочные рейсы из Гурзуфа совершает теплоход "Владимир Луговской":
Здесь же мы встретили празднично украшенный для корпоративного мероприятия "ОМ-20", теплоход проекта 1430, раньше работавший в Николаеве:
На берегу - неплохой ресторан, здесь можно прекрасно пообедать. А вот у гурзуфского пирса уже стоит следующий теплоход, прибывший из Ялты - "Аркадий Гайдар". К его правому якорю уже прицепился какой-то купальщик. Такое здесь можно видеть часто.
Но мне с этим теплоходом не по пути: "Гайдар", постояв в Гурзуфе двадцать минут, пойдет обратно в Ялту, а мне нужен "Константин Паустовский", который сегодня выполняет единственный за день рейс Ялта - Алушта, после чего ночует в Алуште.
В ожидании "Паустовского" гуляю по Гурзуфу. Это довольно типичный крымский пибрежный курортный поселок:
Пляжи здесь небольшие, но отдыхающих на них довольно много, хотя еще и не совсем сезон:
А вот и "Паустовский", старый добрый "Паустовский"... Проеду на нем второй раз за эти полтора дня. Эх, а ведь когда-то прогулки на нем я ждал целое лето!
Верхняя площадка на этих теплоходах хороша еще и тем, что отсюда видна рубка, и как работают судоводители. Одни очень ловко маневрируют этими теплоходами, виртуозно ставя их к пирсу, и выходя потом в море. Правда, в Партените позднее в этот день "Паустовский" приложился об пирс очень неслабо, ну так какая была волна!
Позади - корпуса детского лагеря "Артек":
Проходим Артек, и огибаем Аю-Даг, Медведь-гору. Гора действительно издали напоминает пьющего медведя:
А в близи - то ли слона, то ли вообще какое-то окаменевшее насекомое:
Здесь заканчивается Большая Ялта. Сразу за Аю-Дагом расположен поселок Партенит, известный до недавнего времени как Фрунзенское. Это популярное место отдыха, находящееся в сейсмоопасной зоне, что учтено здесь при строительстве.
Партенит и Медведь-гора позади, а нас ждет еще одна остановка: Профессорский Уголок, санаторный район Алушты.
Прямо при нас от пирса Профессорского Уголка на часовую прогулку в море отправился теплоход "Шторм". Кстати, некоторые прогулки предлагаются здесь с купанием.
На место "Шторма" к пирсу подошел "Олег Кошевой", который тоже вероятно пойдет на прогулку:
До пристани Алушты отсюда уже совсем недалеко. Вот и набережная Алушты:
"Паустовский" высаживает туристов, и сразу отправляется на часовую прогулку. Да, флот используется здесь интенсивно, так было и в давние годы.
Лопасти этой мельницы на алуштинской набережной вразащаются вокруг своей оси. В них сидят люди. И не сомневайтесь:, они очень громко визжат.
У моря - вечерняя жизнь, вечный праздник:
Ну а я возвращаюсь в Ялту.
Так закончилась моя встреча с прекрасными теплоходами из детства. Я не буду долго описывать свои чувства, просто скажу, что был очень рад их видеть. А может быть, добрый старый теплоход "Константин Паустовский" вспомнил и меня?
Наутро в Симферополь я ехал на такси. Мы разговорились с таксистом, и он обмолвился: "Раньше я работал на прогулочных теплоходах ялтинского порта, ну видели их наверное".
С полминуты я сидел молча и ничего не говорил в ответ. Я смаковал эту обрушившуюся на меня удачу.
Оставшийся час до Симферополя мы говорили только об этих теплоходах. Я был счастлив.
Александр Соснин, июль 2008 г.