Александр Соснин,
председатель совета директоров туристической компании "Инфофлот"
генеральный директор судоходной компании "Инфофлот"

НОВАЯ ЖИЗНЬ "ВАСИЛИЯ ЧАПАЕВА"

 
"Василий Чапаев" до...
... и после капитального ремонта

Когда-то мы стремились оперировать большим числом речных туристических судов. И у нас это получилось: шесть арендованных судов по состоянию на 2008 год, большой объем работы. Но к этому времени нам уже было скучно заниматься круизной деятельностью так, как мы это привыкли делать. И действительно: работы стало много, но чем было гордиться? Флот разноплановый; обслуживание, несмотря на некоторые единые требования, - тоже. Суда арендованные, экипажи чужие. Они искренне чувствовали себя частью "Инфофлота" только когда речь заходит о выплате премий. Пара судов находилась в откровенно аварийном состоянии, но мы как арендатор не могли на это влиять. Шишки, впрочем, падали именно на нас.

Мы очень любим реку, теплоходы и то, что делаем. Да что говорить, мы всецело отдаемся этой работе, и не знаем ничего более для нас интересного и увлекательного, чем она. И, конечно, нам хотелось бы делать качественный, красивый турпродукт на хороших теплоходах, прилагая к этому традиционно интересные маршруты.

Начиная с какого-то момента мы с генеральным директором туристической компании "Инфофлот" Александром Сахаровым уже больше думали не об объемах и о том, где набрать еще судов. С судами проблем не было - нам, хорошо зарекомендовавшим себя партнерам, ни разу за всю историю не позволившим себе задержки арендного платежа хотя бы на день, предлагались самые разные варианты, только выбирай.

Но нас эти варианты уже не интересовали. Потому что наше решение было таким.
1. Подписывать только долгосрочные контракты на аренду судов (а не как раньше - на навигацию), отдавая предпочтение вариантам с правом выкупа судна.
2. Новые контракты подписывать только на условиях бербоут-чатрера (аренда без экипажа). Экипаж будет набирать "Инфофлот".
3. Ответственность за техническое состояние судна по договорам должен нести "Инфофлот".

В конце 2008 года был подписан первый такой договор - на аренду без экипажа теплохода "Карл Маркс". Нам предстояло учиться быть судовладельцем, и выполнять все работы по ремонту и эксплуатации судна, ведению документации, согласованиям с государственными органами и так далее. Это огромный объем работ. Кое с чем мы были знакомы и раньше, кое-что было для нас в новинку.

Мы договорились с Андреем Николаевичем Смирновым, который до этого управлял судоходной компанией "Альянс групп", о сотрудничестве в течение первого года работы с "Карлом Марксом". У него уже был большой опыт работы в этой области, у него были хорошо организованы работа экипажей и береговых служб, судоремонт, и навигацию мы отработали без особых накладок. С ноября 2009 года, то есть с начала зимнего судоремонта, судоходную деятельность мы осуществляли уже самостоятельно.

В течение 2009 года мы искали второй теплоход для долгосрочной аренды без экипажа, и нам хотелось бы, чтобы это был "Василий Чапаев". Причина была в том, что с этим теплоходом мы отработали к этому моменту шесть навигаций, теплоход получил некоторую популярность, но при этом требовал серьезного ремонта, за который не брался ни судовладелец (Башкирское речное пароходство), ни мы. Мы не брались за ремонт, потому что каждый год заключали новый договор на аренду этого теплохода, и не были уверены в том, что пароходство не передумает и мы будем работать с этим судном еще хотя бы несколько лет. И второе - мы не хотели вкладывать средства в теплоход, на котором работает чужой экипаж.

Пароходство первое время отвечало на наши предложения категорическим отказом, поскольку по пассажирскому флоту они раньше так не работали. Но после долгих переговоров нам удалось убедить руководство пароходства, что долгосрочный договор на аренду без экипажа взаимовыгоден. И это действительно так: судовладелец просто получает арендную плату со своего актива, ничего в него не вкладывая, а мы получаем возможность привести судно в такое состояние, которое считаем необходимым для работы, и при этом можем рассчитывать на эксплуатацию теплохода в течение многих лет.

27 августа мы подписали долгосрочный договор на бербоут-чартер теплохода "Василий Чапаев", и в том же вечер я прилетел из Уфы в Москву, где находился "Василий Чапаев", чтобы сообщить эту новость капитану. Мы обсудили перечень необходимых работ по теплоходу. Впереди открывались интересные перспективы.

Зима 2009/2010 гг.

10 сентября "Василий Чапаев" зашел в родной уфимский затон, но акт о его передаче "Инфофлоту" в долгосрочную аренду без экипажа был подписан только 1 октября. До этого момента был составлен перечень необходимых работ по теплоходу, план-график работ и бюджет. Забегая вперед скажу, что план-график не был выполнен, а бюджет по факту оказался превышен в три раза. Компания вложила в теплоход двадцать шесть миллионов рублей вместо восьми, и вынуждена была использовать заемные средства. Сотрудники и партнеры компании этого не почувствовали - заработная плата выплачивалась вовремя, обязательства по всем договорам выполнялись. Но нам в ту зиму пришлось немало поломать голову над тем, как при таких колоссальных расходах сохранить и продолжать развивать компанию.

Что хотелось сделать из "Чапаева"? Теплоход, за который не стыдно. Что было сделано? Практически все задуманное, хотя не все получилось именно так, как хотелось бы.

По планировке "Чапаев" нас полностью удовлетворял: баланс между каютами разных категорий на этом теплоходе был оптимальным, и как ни хотелось бы во все каюты поставить санузлы, мы буквально заставили себя отказаться от этой идеи, чтобы не потерять тех клиентов, которые полагают, что за наличие санузла в каюте с них берут дополнительные деньги. Тем более что кают "со всеми удобствами" на "Чапаеве" тоже достаточно.

В первую очередь, было принято решение о том, что каюты и большая часть общественных помещений должны получить новую отделку и мебель - за исключением переделанных нами же в течение последних двух лет двухместных двухъярусных кают и трех кают увеличенной площади класса ПЛ (26, 28 и 30). Внешний вид помещений теплохода не должен вызывать ощущения обшарпанности.

Второе - оборудование кают: в каждую из них предстояло установить спутниковое телевидение, внутренний телефон, систему климат-контроля, новую судовую радиоточку, фен. Зачем все это оборудование нужно на речном теплоходе? Если коротко: чтобы у человека был выбор, а не навязанный принцип "на теплоходе этого не нужно".

Работы начались в ноябре 2009 года с демонтажа старой отделки, мебели, оборудования. Также были демонтированы все судовые электрокабели. Потом наступили холода, и работы были временно прекращены. В середине января 2010 года работы несмотря на продолжающиеся холода возобновились. Работы велись в соответствии с техническим заданием и под надзором Речного Регистра, который очень ограничил нашу фантазию в области отделочных материалов и светильников. По планировке и оборудованию было сделано несколько проектов, согласованных с Речным Регистром.

 
Теплоходы на зимнем отстое в Уфе
При демонтаже внутренности "Чапаева" первоначально складывались прямо на палубу; в дальнейшем для они складировались на специальной барже

Удачи и неудачи

Мебель в каютах

Деревянные кровати с новыми мягкими матрасами показали себя, с одной стороны, неплохо: они получились широкими и удобными. Но двухъярусные конструкции (а в некоторых каютах планировка предполагала наличие одной или двух двухъярусных кроватей) оказались довольно громоздкими, и несколько сузили жизненное пространство между кроватями. При будущих реконструкциях, вероятно, "Инфофлот" будет использовать совершенно другие конструкции кроватей с откидывающейся или складывающейся верхней полкой.

Из курьезов (хотя нам было не до смеха) - мебельщики ошиблись с необходимым количеством кроватей, и изготовили двухъярусных конструкций на три меньше, чем было заказано. Помню, что я в тот день хорошо попрактиковался в употреблении нецензурных выражений, но разве этим делу поможешь? Теплоходу через три дня надо выходить в первый рейс, и эти три кровати сделать просто не успеют. А все путевки проданы! Пришлось одалживать кровати на стоявшем рядом теплоходе "Салават Юлаев" - на благо, два года назад мы их заказывали для этого теплохода тому же мебельщику, и они были в хорошем состоянии и почти нужного цвета.

 
Каюта разобрана...
... и собрана заново

Электричество

С самого начала было понятно, что на судне придется устанавливать новые, более мощные чем раньше, дизель-генераторы. Из трех дизель-генераторов были заменены на новые два, а один из старых, тот, который находился в наилучшем состоянии, стал выполнять функции аварийного. Новые дизель-генераторы были доставлены из Барнаула, где пришли испытания и были сданы Речному Регистру, в Уфу, где силами бригады барнаульских наладчиков и экипажа теплохода были установлены на свои места, подключены и запущены. Все судовые кабели на "Чапаеве" проложены заново, на судне не осталось ни одного старого провода. Заводские специалисты только ахали: "Мы никогда не видели столько кабеля одновременно!"

В общем, установили новые дизель-генераторы хорошо, если не вспоминать, что рамы оказались больше, чем было на чертеже, и в результате дизель-генераторы не влезли в противопожарную дверь. Пришлось их разбирать и заносить в машинное отделение по частям. Но и там все пошло не гладко: отверстия, которые барнаульцы сделали для крепления рамы к фундаменту, абсолютно не совпали с изображенными на чертеже, и пришлось сверлить новые. В общем, машинная команда вступила с этими генераторами в некое подобие интимных отношений еще до их установки на места. К счастью, запуск этих агрегатов прошел нормально.

 
Монтажные работы в машинном отделении
Монтаж электропроводки в коридоре средней палубы

На большинстве теплоходов все идеи приходится соизмерять с мощностью дизель-генераторов. Взять трехпалубный теплоход, на котором совершенно нормальной является такая картина: перед входом в шлюз отключается часть камбузного оборудования, чтобы хватило мощности генератора для подруливающего устройства. И хотя на "Чапаеве" нет подруливающего устройства, но и там проблем хватало: напиример, мы не могли поставить дополнительное камбузное оборудование, дополнительные кондиционеры, холодильники. После установки новых дизель-генераторов мощности стало хватать с избытком, и мы уже могли себе позволить многое из того, чего не могли позволить раньше. На камбузе появился новый пароконвектомат (среди прочих достижений той зимы я научился-таки бегло выговаривать название этого чудесного камбузного агрегата) и другое оборудование, а в каютах - кондиционеры, фены, холодильники и телевизоры.

В общем, идиллическая картина, что и говорить. Правда, омраченная вскоре после начала навигации: оказалось, что новые дизель-генераторы весьма прожорливы. Главный механик открыл справочник и с некоторым торжеством показал мне в одной из таблиц удельный расход топлива от этих дизель-генераторов. Расход топлива увелчился на полтонны в сутки, а это полтора миллиона рублей за навигацию. Технический директор компании сообщил, что все это естественно и чего же я еще хотел при таких мощных дизель-генераторах. Вот вам и увеличение мощности, вот вам и новый пароконвектомат.

У каждой кровати были установлены по два светильника. В какую сторону головой человек лежит, тем светильником и пользуется. Что оказалось очень удобно. А на стадии проектирования электросистем для "Чапаева" это вызывало споры: ну никто так не делал, и точка. В таких случаях можно, конечно, стукнуть кулаком по столу: делайте как вам говорят и не рассуждайте. Но мне почему-то хотелось, чтобы мои коллеги прониклись необходимостью такого решения, и я сделал опрос на эту тему на форуме. Опрос показал: туристы хотят по два светильника. Когда судно было запущено в эксплуатацию, стало понятно: решение было правильным.

 
После реконструкции в каждой каюте есть телевизор, холодильник, фен, кондиционер, телефон
Теперь любоваться видами за бортом можно не выходя из каюты: по одному из каналов транслируется изображение с носовой камеры

Насчет другого решения я опрос делать уже не стал. Оно касалось выключения в каютах общего света. Согласно техническому заданию, свет в каждой каюте должен включаться и выключаться из любого из двух мест: у входа в каюту (как и обычно) и надо столом, чтобы лежащему на кровати человеку не надо было вставать и идти выключать свет. Так сделано в некоторых гостиницах. Электрики уперлись: это невозможно, и все тут, и что-то долго рассказывали про особенности судовых сетей. Здесь уже пришлось просто скомандовать. И сделали. Правда, не совсем так, как это было записано в задании: выключатель находится не над столом, а у изголовья одной из кроватей. Досадно, но все равно удобно. Хотя, когда на теплоходе едут какие-нибудь мои знакомые, которые конечно же считают размер каждого теплоходного шурупа не иначе как моим личным замыслом, они интересуются, а почему это я решил поставить этот выключатель не над столом. Черт его знает, что на это можно ответить.

Провод от фена встроили прямо в выключатель для фенов, а фен повесили рядом. Итог: на "Марксе" средняя убыль фенов составляет два фена за рейс, на "Чапаеве" - ни одного. С фенами, правда, вышла нелепая история: их купили два раза. И, соответственно, привезли на теплоход в два раза больше фенов, чем на нем есть кают. Но в этом оказалась и хорошая сторона: при убыли фенов на "Марксе" две штуки за рейс нам как раз понадобится полностью обновить на этом теплоходе все фены к концу навигации, так что на тему "лишних" фенов не было даже внутреннего разбирательства. Так, перекинемся иногда с Сахаровым: "У тебя методист говорит вместо Белозерска Белозёрск" - "А у тебя фены два раза куплены" - да и дальше пьем свой кофе.

 
Кинозал разобран...
... и собран заново

Телефонизация кают

Во всех пассажирских каютах и в основных служебных и пассажирских помещениях установили телефоны внутренней связи. Для этого по теплоходу была разведена новая телефонная сеть. Стало удобно: хочешь пойти в бар со своими знакомыми - звонишь им в каюту. Хочешь о чем-то спросить директора круиза - звонишь на стойку информации. А в в будущем на теплоходе появится услуга заказа продукции из бара в каюту. Все-таки телефон в каюте - хороший помощник.

Окна и двери

Находясь на теплоходе "Александр Пушкин", я проникся идеей больших панорамных окон. Интересно, что капитан теплохода "Василий Чапаев" тоже был сторонником панорамных окон, и в тот же день позвонил мне и сказал, что хорошо бы поставить большие окна, как на "австрийцах". В октябре согласовали размеры (на главной палубе окна на десять сантиметров уже, чем на средней), старые окна были демонтированы, а новые пластиковые - установлены. Это, кстати, была первая работа, сделанная в рамках этого ремонта.

Окна получились большими и красивыми. Но - здесь полностью моя вина - на этапе выбора окон и их установки я занимался другими делами и не слишком вникал в происходящее. А зря. Иначе окна были бы сделаны двухсекционными, и одна секция открывалась бы настежь. Это было бы менее красиво, но более функционально. В существующем же варианте окна лишь приоткрываются на определенный угол. Для проветривания каюты - хорошо, но как быть, если ты хочешь вживую пообщаться с теми, кто на палубе? Досадная ошибка. Надеюсь, что для большинства туристов она некритична. А окна все-таки получились красивыми. Так что будем считать, что это и не ошибка вовсе.

 
Панорамные окна - это первое, что появилось на разобранном теплоходе
В хорошую погоду пассажиры любят, чтобы окно в каюте было открыто

Вот палубные двери мне понравились меньше - хотелось видеть их деревянными, как на "Карле Марксе", а их сделали из белого пластика, под цвет надстройки. Зато они получились легкими и удобными. Позднее капитан "Маркса" пожаловался мне на то, что деревянные двери быстро приходят в негодность, экипаж уже с трудом поддерживает их достойный вид, и поэтому лучше всего ставить пластиковые, пусть даже под цвет дерева. Так что, возможно, решение с палубными дверями было правильным.

Кстати, новые окна и двери герметичны, и это является одним из элементов "утепления" теплохода, что позволяет при необходимости эксплуатировать его и зимой. Раньше об этом нельзя было и думать - здоровенные щели в окнах мгновенно расхолаживали теплоход на морозе.

Система климат-контроля

Во все каюты и общественные помещения были поставлены кондиционеры, работающие на охлаждение и нагрев, то есть климат-контроль. Каждая система имеет один наружный и несколько внутренних блоков. Пульты управления встроены в стены кают. Чтобы туристы не расстраивали сложную программу кондиционера, были предложения закрыть все кнопки, кроме включения-выключения и регулировки температур. Возможно, так оно и будет сделано.

Спутниковое телевидение

Наличие телевизора не заставляет им пользоваться того, кому этот телевизор в каюте не нужен. Но отсутствие телевизора лишает возможности им пользоваться того, кто к нему привык. Особенно во время чемпионата мира по футболу. Поэтому теперь на "Чапаеве" есть телевизоры во всех каютах, в баре, ресторане и в центральном вестибюле. Скоро телевизор появится и в салоне. Для приема телеканалов на самом верху теплохода, на одной из мачт, установлена спутниковая антенна. Ее наличие позволяет бесперебойно принимать телевизионные передачи, где бы ни находился теплоход.

Из предполагаемых двенадцати телеканалов пока принимаются девять, остальные три, а также карта местности с расположением теплохода, заработают в ближайшее время: начатое уфимскими специалистами доводится уже нижегородскими. Снимается ролик по безопасности: под него будет, вероятно, выделен отдельный телеканал. Хотелось бы, чтобы туристы знали, что им делать в случае нештатной ситуации. А для экипажа в будущем появится более подробный обучающий ролик, который дополнит обычные инструктажи.

Отделка помещений

Планировалось отделать пассажирские помещения шпоном... но тут сгорела "Старая лошадь", и Российский Речной Регистр стал непреклонен: только негорючие и малогорючие материалы, согласованные с Регистром. А где их найти? Нашли: ламинат.

Ламинат - это по идее напольное покрытие, но оно может применяться и для отделки стен и даже потолков. Ламинат прочен и долговечен. И недешев: на "Чапаеве" использовали виды ламината стоимостью 600 - 700 рублей за квадратный метр. При этом ламинат неплохо смотрится, если конечно не отделывать стены ламинатом с рисунком "паркет", как с перепугу сделали на другом теплоходе.

Выбор оттенков ламината довольно внушителен, и в магазинах Уфы тоже. Хотя найти что-то стоящее для тех или иных помещений теплохода порой было непросто. Чтобы подобрать нужные оттенки только для оформления коридора на средней палубе мы потратили два дня. Но получилось, на мой взгляд, неплохо.

 
Коридоры "Чапаева" в разобранном виде...
... и после завершения отделочных работ

Но были и неудачи. Досадные неудачи. Не буду писать, кто и как отдал такое распоряжение, но, однажды приехав в Уфу, я обнаружил, что стены салона и бара отделаны светлым ламинатом "карельская береза". А ведь бар задумывался в стиле "английский паб", салон - в стиле "английская библиотека", и для последнего уже была подобрана (к счастью - еще не закуплена) мебель. И тут - эти светлые стены! Отделка тем же материалом ресторана, к счастью, была вовремя остановлена. Но что делать с баром и салоном?

Светлые стены бара оттенили темной круговой накладкой под потолком и темной барной стокой, а вот над оформлением салона пришлось поломать голову. В результате поменяли концепцию - вместо "английской библиотеки" сделали "веранду" с ротанговой мебелью. Такая мебель на судах раньше не применялась - вероятно, из-за дороговизны и плохой морозоустойчивости, но мы решили рискнуть. Пока что могу сказать одно: туристам эта мебель пришлась по вкусу. Но зимой ее придется переносить на теплый склад.

 
Отделанный светлым ламинатом салон не стал английской библиотекой...
... но неплохо смотрится с ротанговой мебелью

Будем ли обставлять такой же мебелью и носовой салон на "Карле Марксе"? Не знаю. Не уверен. Нужно время, чтобы увидеть, как эта мебель выдержит эксплуатацию в судовых условиях.

А мне иногда говорят: "Ну всем хорош бар, но стены можно было сделать и потемнее". Как будто я сам этого не знаю. И думаешь про себя: "Идите вы к черту, каждый будет мне напоминать об этих стенах". А вслух вежливо говоришь что-то вроде: "Но посмотрите, как при этом мебель попадает в тон с подпотолочной окладкой".

 
Рулоны ковролина заносят в недавно отделанный бар
Конечный вид бара

В салоне и баре установили натяжные потолки, хотя были сомнения: как такие потолки переживут зиму? Не рассыпятся ли на кусочки от малейшего удара? Но перед нами был пример однотипного теплохода "Бородино", где натяжные потолки простояли всю зиму и остались целыми. И мы решились.

Кто бы что ни говорил, а натяжные потолки - это красиво. Но все зависит от цвета. Для бара подобрали нейтральный бежевый цвет, а для салона - синий и зеленый, обыгрывая связь "террасы" с природой. Но, если бы можно было вернуться на два месяца назад, то я бы наверное предложил сделать цвета потолка в салоне более мягкими. Салон "Чапаева" по цветовой гамме вообще выбивается из оформления остальных пассажирских помещений судна, но это, как я считаю, как раз не страшно. На иных морских судах разные салоны и бары вообще оформлены в совершенно разных стилях, и это хорошо смотрится. А вот потолок, наверное, стоило смягчить.

Натяжной потолок сделали и в носовой части коридора средней палубы. Там в качестве цвета был выбран красный, перекликающийся с цветом ковролина и стен. В потолке установили точечные светильники. На фотографиях эта комбинация выглядит резковато, а в жизни - более мягко, гармонично и уместно.

В кинозале был установлен золоченый металлический реечный потолок с тремя рядами точечных светильников, гармонирующий со стенами и красным ковролином. Стены кинозала и центрального вестибюля с расцветкой "бамбук" были выбраны после долгих споров, в которых я уступил. Честно говоря, насчет вестибюля жалею, что уступил. Я видел (и вижу) вестибюль "Чапаева" по-другому, отделанный материалами спокойных темных тонов. Но то, что сделано, в общем-то тоже не так и плохо.

Во всех пассажирских помещениях теплохода, включая каюты, постелен красный ковролин. Исключение составляет салон - там лежит ковролин зеленого цвета.

 
Так выглядел ресторан "Чапаева" в марте 2010 года
Таким он стал в апреле

С ковролином получилась неприятность. Для застилки помещений теплохода был выбран дорогой и долговечный ковролин. Теплоход вышел в рейс, и уже на третий день в местах большого скопления людей: ресторан, кинозал - он начал приходить в негодность. В чем дело? Вызвали представителей компании, которая закупала и стелила ковролин, из Уфы в Москву. Те посмотрели: явный заводской брак. Теперь его будут бесплатно перестилать по всему теплоходу. Вопрос только - когда? Ведь "Чапаев" находится в эксплуатации с пассажирами; площадь помещений, покрытых ковролином, велика, а перестилка ковролина требует времени... Как бы то ни было, делать это надо: до конца навигации этот ковролин просто не доживет.

Но ковролин был хотя бы постелен вовремя, а вот шторы...

Шторы и планширь

Наши традиционные уфимские поставщики штор все не могли дать нам окончательные цены и макеты штор. Дальше ждать было невозможно, и мы от их услуг отказались. На нас обиделись: оказалось, что, не предоставлять макеты и цены - это вполне приемлемо, а вот отказываться в ответ от услуг - некрасиво и обидно.

На смену пришла петербургская компания, оперативно сделавшая дизайн кают и других помещений на компьютере, и предоставившая нам вполне разумные цены на пошив штор и покрывал. Кстати, о ценах: казалось бы, ну что такое шторы в рамках всего ремонта? А тем временем шторы и покрывала для всего теплохода "потянули" на миллион рублей. Впрочем, была выбрана красивая импортная ткань красных тонов - опять таки, кроме салона с его зеленым оформлением.

Шторщики оказались довольно комичными персонажами, совершенно не понимающими, что пассажирский теплоход - это не квартира, где можно сорвать сроки выполнения работ и отделаться невинными извинениями. В общем, к выходу теплохода из Уфы они успели пошить только часть штор, и привезли их в тот момент, когда на борт начали прибывать первые пассажиры. Пришлось оставить незадачливых шторщиков на теплоходе до тех пор, пока шторы не будут повешены.

Шторщики за остутствием свободных кают ночевали в салоне на ротанговой мебели, а туристы даже в каком-то смысле их полюбили. Некоторые помогали им вешать шторы. Иногда за голову хватаешься: человек купил путевку, и вот сам он вешает шторы в свою каюту. И не в претензии! Таково было начало первого рейса после ремонта. Возвращаясь к шторщикам: в первую же ночь эти несчастные создания поднялись в капитанскую рубку с просьбой остановить теплоход и выпустить их на берег, откуда (из капитанской рубки) и были отправлены обратно в свой салон.

За двое суток имевшиеся в наличии шторы были повешены, а шторщики отправлены на берег на лодке в городе Дюртюли, откуда не без приключений добрались до Уфы и затем до Петербурга. Оставшиеся шторы они повесили уже в конце рейса, прибыв на борт теплохода в Рязани.

 
Центральный вестибюль теплохода разобран, для его расширения демонтированы три каюты...
... а затем собран. В первые дни (на фото) на окне висела только одна штора - вторая запоздала из Санкт-Петербурга

Подобная история произошла и с планширем, то есть палубными перилами. Эти перила на "Чапаеве" уже давно прогнили, были многократно покрашены синей краской, и имели непрезентабельный вид. Поэтому было решено сделать новый деревянный планширь из ясеня под лак. Взяв предоплату, "планширники" скрылись на несколько недель, отключив телефоны. Я уже обдумывал, каким именно способом мы их будем убивать, когда найдем, но за три дня до выхода судна они нашлись. Причем в растерянном виде: поставщики подвели, мы не успели, но мы все сделаем! Эти люди тоже не понимали отличия частной квартиры от пассажирского теплохода.

В общем, они взялись за работу, а мы за два дня до выхода в рейс под снегом и дождем покрасили старый планширь синей краской и пошли с ним в рейс.

Новый планширь был готов к очередному визиту Чапаева в Уфу 19 мая. Планширников, норовивших отдать нам заготовки и отправиться домой, пришлось оставить на борту и взять с собой. Планширь они меняли на стоянках, чтобы не беспокоить туристов (хотя один раз они начали работы на ходу, что вызвало недовольство отдыхающих), а закончили работы за восемь дней, уже в Москве. Вообще говоря, этим планширникам вполне можно было позавидовать: ведь они хоть и вынужденно, но бесплатно совершили в круиз из Уфы в Москву. Разве это плохо? Да и им, по-моему, понравилось. По крайней мере в отличие от шторщиков они не кляли судьбу, забросившую их на этот теплоход, вокруг которого лишь мокрая вода и какие-то непонятные берега.

 
Последние дни старого планширя...
... и первые дни нового

Палуба

Экстерьер судна не менее важен, чем интерьер. Именно поэтому мы решили менять планширь. Но кроме планширя, потребовалось заменить палубную мебель, которая служила с момента постройки теплохода, и уже пришла в негодность. Верхняя палуба была доукомплектована дорогими итальянскими шезлонгами, которые приобретались для теплохода "Салават Юлаев" и отслужили на нем год. Тот год пережили не все шезлонги: на один из них в первом же рейсе с размаху прыгнул турист, видимо, желая испытать его (или себя?) на прочность. Шезлонг восстановлению не подлежал. Вот и ходи в короткие рейсы до Константиново, родины Есенина...

А все "террасочные" стулья, столы и скамейки на боковой прогулочной палубе поменяли на новую мебель. Были выбраны новые стулья из дерева мербау. Когда я говорю с оттенком гордости: "А стулья изготовлены из натурального дерева мербау", окружающие понимающе кивают: мол, что тут говорить, мербау - это хорошо. Хотя, думаю, мало кто при этом слышал об этом дереве раньше. А материал этот на самом деле качественный: прочный, долговечный, стойкий к любым переменам погоды. И, зараза, дорогой. Как-то в рейсе я обошел вокруг палубы и пересчитал эти стулья. Конечно же, недосчитался двух. Подошел капитан: "Ничего, их наверное занесли в каюты, после рейса поставим обратно на палубы". Ничего себе, думаю, занести массивные палубные стулья в каюты, это как? Пошли вокруг палубы вместе с капитаном, посчитали - все стулья на месте, это я ошибся. Через день еще раз посчитал: все стулья здесь.

Стол купили из того же материала мербау, а скамейки на замену тех, что были, приобрели садовые. Вот на их счет мнения разделились. Но в конце концов на скамейках сидят влюбленные и обнимаются, значит, скамейки работают как задумано, и какая разница, что кому-то не нравится их внешний вид.

И верхнюю, и боковые прогулочные палубы покрыли искусственной травой для теннисных кортов итальянского производства. В отличие от многих подобных материалов, эта трава пропускает влагу и не набухает. Она не скользит и имеет приятный вид. В общем, трава практична, красива и нравится тем, кто бывал на теплоходе. Те, кто не бывал на теплоходе, критикуют траву за то, что она скользит, не пропускает влагу и набухает. Правы ли эти теоретики? Смотри начало этого абзаца.

Но вот уход за этой травой требует дополнительных усилий от палубной команды. Одно дело - мыть металлическую палубу, а другое - чистить щеткой траву.

 
Новая мебель на корме средней палубы: стулья и стол из дерева мербау, а рядом - садовая скамейка
Возраст мебели на верхней палубе - 1-3 года

Что еще?

На теплоход из соображений безопасности поставлена новая пожарная сигнализация. Датчики стоят во всех помещениях, а тревожные сигналы поступают в рубку. И они действительно регулярно туда поступают, стоит пассажиру закурить, или произвести минимальное задымление.

В некоторых помещениях теплохода установлены камеры слежения, изображение с которых выводится на стойку информации. В будущем изображение будет выводиться и в рубку, что мне представляется не менее важным. Для пассажиров причин для беспокойства нет: в каютах камер не установлено, и не планируется.

В рубке установлен новый радар Koden и система GPS-навигации, что облегчает работу судоводителей. Даже просто видеть на экране скорость судна - уже большое подспорье, и не только для судоводителей, но и для составления будущих расписаний.

Теплоход впервые за много лет выкрашен дорогой, качественной краской, и приятно блестит на солнце. Жаль только, что кто-то из ремонтников умудрился утащить буквы названия - все носовые и одну кормовую. Кормовую изготовили новую, и носовые пока нарисовали черной краской. И неплохо смотрится. А самые большие буквы названия, бортовые, бережно отреставрировали в мастерской, и теперь они выглядят почти новыми.

Осталось сказать о картинах, которыми оформлены общественные помещения теплохода. Это настоящие, написанные уфимскими художниками, картины, всего около двадцати штук. Приобретались они в двух художественных салонах, куда мы ездили их выбирать вместе с капитаном. А вешали картины мы уже во время первого рейса, вместе с боцманом Александром. За нами постепенно собралась группа интересующихся туристов, которые подсказывали, какое произведение искусства куда лучше повесить. Что порой приводило меня в замешательство, поскольку у меня к тому моменту уже сложилось представление о том, что где должно висеть. А тут - люди в процессе творчества... Не откажешь. Но каждый раз путем рассуждений мы все же приходили к общему согласию.

Из общего ряда пейзажей и натюрмортов выбивается картина с двумя рыбами, приобретенная для салона и повешенная над входом. Шедевр! Нам с капитаном она единодушно понравилась с первого взгляда. Правда, я не сразу понял, где у нее верх. Потом обнаружил места для крепления, и верх был найден.

Вечером на палубе темно, а в салоне светло. Я с палубы наблюдаю за происходящим в салоне. Туристы обсуждают новоповешенную картину с рыбами. Одна дама вроде бы даже возмущается. И до того мне стало от этого весело, что впервые за много дней забылись все сложности ремонта и подготовки теплохода к выходу.

 
     
 

Первые рейсы

Выход теплохода был сложным, работы заканчивались аврально, недоделки устранялись уже в пути. Это было испытанием как для экипажа, так и других сотрудников "Инфофлота". Некоторое время понадобилось для того, чтобы все оборудование заработало, чтобы сработался новый экипаж. Пришлось (да и сейчас приходится) принимать непростые кадровые решения. Но все налаживается. А главное - подавляющему большинству туристов новый облик "Чапаева" понравился.

А вот теплоходу, похоже, поначалу было неуютно в новом облике. За шесть лет плотного общения с "Чапаевым" я стал понимать его энергетику, и чувствовал, что теплоходу плохо и он нуждается в помощи. Но как ему помочь?

Теплым майским днем я подошел к водителю "Волги", стоявшей на одной из нижегородских площадей, и спросил, не отвезет ли он меня в Павлово. Водитель явно удивился, но ответил согласием. И мы поехали. По пути разговорились. Водитель оказался в прошлом одним из руководителей Горьковского автозавода. "Я почему поехал в Павлово - там недалеко батюшка мой живет, священник, я давно у него не был. Прекрасный человек" - "Он живет по пути в Павлово?" - "Да" - "Давайте мы заедем вместе? Надо освятить теплоход".

Мы заехали. А вечером в тот же день отец Анатолий, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери города Ворсмы, освящал теплоход "Василий Чапаев" - рубку, машинное отделение, оба камбуза, стойку информации, каюты экипажа... Теперь в рубке теплохода висит икона - подарок от отца Анатолия, оказавшегося замечательным человеком, и, если можно так сказать, энтузиастом своего дела.

Тот рейс до Уфы все равно был сложный, но "Чапаев" стал явно приходить в себя, обретать прежнюю уверенность.

Планы

Что в планах? В первую очередь, довести теплоход до совершенства в мелочах, уже силами экипажа в течение навигации. Где-то отвалился наспех приклеенный уголок, где-то надо что-то переставить, где-то что-то привинтить. А на зиму запланирован ремонт помещений экипажа и переделка коридора, сауны и общественных туалетов на главной палубе - это то, что мы не успели сделать в эту зиму. Зимовать теплоход пойдет в затон Память Парижской коммуны, где живут специалисты "Инфофлота" по ремонту и снабжению флота, и где соберутся в одном счале три теплохода с экипажами "Инфофлота" - "Карл Маркс", "Н.А. Некрасов" и "Василий Чапаев", по каждому из которых будут проводиться ремонтные работы.

Несколько слов в заключение

Потратив немало средств на реконструкцию судна, мы до сих пор не пришли к выводу, что это было однозначно правильным решением, и что мы сможем отработать эти деньги хотя бы за пять лет. Ведь, напомню, в конечном итоге ремонт теплохода обошелся значительно дороже, чем это предполагалось. Более того, мы были вынуждены заморозить некоторые другие наши проекты, так как средств на них уже не было. А впереди маячит очередной средний ремонт теплохода, включая корпусные работы...

Так что же, неужели все так плохо? Отнюдь. Во всем есть хорошие стороны. Ведь главную задачу, получить хороший теплоход, мы выполнили. Теперь "Василий Чапаев" положительно влияет на имидж компании. Это важно.

Но не менее важно и то, что на нашей реке появился еще один теплоход, на который не боязно пригласить новичков речного туризма. Им может не понравиться маршрут или погода, но в чем можно быть практически уверенными - им понравится сам теплоход, и он не отпугнет их от речных круизов. А от этого выиграет вся отрасль. Да, такова специфика отрасли речных круизов - каждый думает и о своей компании, и об отрасли в целом. И если все теплоходы будут такими или лучше, чем "Василий Чапаев", то в блестящем будущем речных круизов можно будет не сомневаться - желающих отправиться в круиз из года в год будет все больше и больше.

Если в это верить, то так оно и будет.

Порекомендую также несколько ссылок, иллюстрирующих мой рассказ.

"Чапаев", которого мы больше не увидим (фотографии интерьеров теплохода до и после реконструкции)

Несмотря на большое количество фотосессий теплохода, дам ссылку на одну, которая малоизвестна и сделана человеком, не имеющим никакого отношения к речной сфере, и в общем-то обнаруженная мной случайно:

Теплоход "Василий Чапаев" (из Живого Журнала frocush, в котором есть масса фотоматериалов по речным пассажирским судам)

А следующая ссылка уже ведет на движок бронирования компании "Инфофлот", однако привожу ее здесь из других соображений: по этой ссылке можно увидеть схему теплохода с фотографиями большинства кают. Достаточно подвести к нужной каюте мышку и нажать на значок с фотоаппаратом, либо сделать то же самое в таблице. Здесь можно увидеть разные варианты отделки разных кают - в процессе подбора материалов мы не останавливались на чем-то одном, а выбирали все сочетания, которые считали удачными, и отделывали каюты немного по-разному.

Схема теплохода с фотографиями кают


Буду рад ответить на письма: sosnin@infoflot.com

 

Речной интернет-форум Infoflotforum.ru и туристическая компания "Инфофлот"