ЧЕРЕПОВЕЦ - БЕЛОЗЕРСК - ГОРИЦЫ НА "ЧАПАЕВЕ"
Есть такой древний город на Белом озере - Белозерск. Среди туристов, судовладельцев, туристических компаний и даже бассейновых управлений про возможность зайти на туристическом теплоходе в этот порт ходят самые разные легенды. Но в основном они сводятся к одному: лучше не стоит. Слишком сложный заход, слишком многое зависит от скорости и направления ветра. Да и зачем туда заходить, если недалеко находится пристань Горицы?
Надо попробовать, решили мы, и в расписании 2007 года появился рейс Москва - Белозерск - Ярославль - Москва. Если бы мы знали о некоторых ограничениях, действующих в этом порту, то конечно такого рейса в расписании не появилось бы. В силу его категорической невозможности на теплоходе 305 проекта. Но к счастью, мы о них не знали, да иногда полезно ничего не знать, и тогда что-то может получиться.
А вообще это была просто авантюра.
4 июля 2007 г.
Жду теплоход в Череповце.
Запас в расписании движения теплохода по Рыбинскому водохранилищу был заложен в размере двух часов, и он не понадобился. Поэтому "Чапаев" сначала убавил ход, а потом полчаса постоял на рейде. Почему не подойти сразу? Дело совсем не в оплате стоянки (тем более что в Череповце действует единый тариф просто за факт судозахода). Дело в том, что когда теплоход прибывает в город раньше времени, да еще во время обеда, то туристы начинают чувствовать себя неспокойно. Еще не закончен обед, а теплоход уже стоит у причала, да наверное сейчас без нас уйдет наша экскурсия. Зарубежные круизные туристы знают, что экскурсия начнется по расписанию. А у российских туристов - слишком большой опыт путешествий в СССР, который научил их тому, что например автобус надо брать штурмом, а экскурсия может отправиться раньше времени и без них. И пусть сейчас все по-другому, но все равно - зачем создавать этим людям условия для беспокойства на отдыхе? Поэтому в дневное время теплоходы "Инфофлота" чаще всего стараются подходить к городам вовремя, даже если есть запас во времени.
Наконец "Чапаев" подходит к Череповцу. Там довольно сложный подход, но, конечно, его не сравнить с предстоящим в Белозерске.
Вечером "Чапаев" продолжает рейс по Шексне. Теплоходы 305 проекта здесь - редкие гости.
В 22.00 встретился другой теплоход "Инфофлота" - "Анатолий Папанов", следующий из Санкт-Петербурга в Москву. Теплоходы поприветствовали друг друга гудками, и, конечно, все друг другу махали руками. Очень приятное событие.
5 июня 2007 г.
Раннее утро на Белом озере. Не устаю удивляться: ну ладно, изредка бывают рейсы теплоходов 305 проекта до Гориц. Но такой теплоход в Белом озере - это конечно огромнейшая редкость.
7 часов утра. Вот он, пресловутый вход в порт Белозерск.
Обстановка в рубке спокойная и деловая. Судоводители состредоточены. Капитан - на телеграфах и командует процессом, старпом - на крыле мостика, второй штурман - у руля. Все здесь, в Белозерске, впервые. Сейчас им надо на теплоходе, известном своей большой парусностью, несмотря на ветер, войти в узкий канал, затем сделать оборот практически на месте, и встать к причалу. Это сложно, очень сложно. И это красиво. Это праздник мастерства.
Нас пропускает разводной мост:
А здесь, на входе в акваторию грузового порта, нам предстоит сделать оборот на месте. В какой-то момент показалось, что порывом ветра корму теплохода навалило на берег. Нет, все нормально.
Сложные маневры позади, швартуемся к пассажирскому причалу. Пассажиры, те, кто из опытных речных туристов, восхищены этим заходом.
И тут пошел дождь. Он ознаменовал начало экскурсии по Белозерску.
Кто-то, возможно, мне позавидует: посетить на теплоходе такие места, побывать в этих необычных рейсах. Но я пишу только о небольшой части происходящего. И фотографирую, конечно, не все. Теплоход два дня назад вернулся из сложного длинного рейса. И тот, кто узнал бы, какие проблемы мне пришлось решать на борту по итогам того рейса, какие мучительные решения пришлось принять, я уверен, не захотел бы оказаться на моем месте. Это уже совсем не из разряда таких приятностей, как маршрут или заход в неведомый Белозерск, а, наоборот, непарадная сторона процесса.
На экскурсию мне идти было невозможно. Так что я не видел Белозерска. Но туристы вернулись с экскурсии очень довольные. Значит, все старания прошли не зря.
Мост через Белозерский обводной канал разводится по необходимости, когда надо пропустить какое-нибудь судно.
Это происходит так:
И вот - обратный путь. Выходим из порта Белозерска, пересекаем Белое озеро, входим в Шексну. На фотографии - знаменитая затопленная церковь в Крохино.
Не удержался, чтобы не сделать и этот кадр: Крохино с борта теплохода 305 проекта. Разве это не редкость? Кстати, в расписании 1964 года линии Ленинград - Череповец, которая появилась чуть ли не до официального открытия Волго-Балтийского водного пути, была остановка в Крохино. В следующем году линию продлили до Ярославля, а заход в Крохино отменили. Интересно, где здесь был причал?
По Шексне убавляем ход: в расписании есть запас времени, сделанный на случай усиления ветра в Белозерске. В этом случае пришлось бы вызывать буксир и вытаскивать теплоход из западни. К счастью, ни буксир, ни запас времени не понадобились.
А вот и Горицы. Здесь стоит теплоход "Президент", сейчас сюда подойдем и мы.
В Горицах покидаю "Чапаев". Домой.
Загрузка рейса - не фееричная, но все же 95 человек. Судоводители завели теплоход в порт безукоризненно. Перспективы у маршрута, наверное, есть.
Правда... нельзя туда 305-ым, теперь-то я это знаю. Слишком узок для них Белозерский канал.
Александр Соснин, 5 июля 2007 г., Череповец - Москва