ЕЙСК - РОСТОВ-НА-ДОНУ НА "АНАТОЛИИ ПАПАНОВЕ"

Основной целью командировки в Ейск и Ростов-на-Дону была запланированная встреча с руководством компании "Вояж" - судовладельцами теплоходов "Анатолий Папанов" и "Юрий Никулин". Хотелось также наконец своими глазами посмотреть, что это за Ейск, куда ходит "Анатолий Папанов". Жизнь внесла в план поездки некоторые дополнения, но об этом позже. Поехали мы вдвоем с Александром Сахаровым, что случается крайне редко. Обычно мы бываем в таких командировках поодиночке. Садимся, кладем перед собой свои рабочие графики на ближайший месяц, и договариваемся, кто из нас когда и куда едет. Но в этот раз поехали вдвоем, и такая представительная делегация оказалась очень кстати. :))

19 июля 2007 г.

Оказалось, что в Ейске действует аэропорт. Пять раз в неделю туда летает Ту-134 из Москвы. Как не воспользоваться такой удобной возможностью? Так что взяли билеты на рейс Москва - Ейск. А из Санкт-Петербурга в Москву летели на этом очень традиционном для этой линии борту:

В Шереметьево пересели на Ту-134, и полетели в Ейск. На борту оказалось много детей, что вполне естественно для такого курортного рейса. Вот тоько вспомнилось, что и на Ту-154, который летел из Анапы в Санкт-Петербург и разбился под Донецком, тоже было много детей. Сорок детей. И они, наверное, были такими же жизнерадостными, как на этом ейском рейсе. Стало грустно, что случаются такие несправедливые вещи, когда погибает много маленьких людей, которые только начали жить. Вот таких же, как эта маленькая девочка в соседнем ряду. Ужасно.

А вот поспать в полете детишки, конечно, не дали. Ну ладно, не очень-то надо. :))

Под крылом самолета на протяжении всего полета можно было наблюдать разноцветные лоскутки полей:

Не прошло и двух часов, как показалось Азовское море:

А вот и Ейск. В порту стоит хорошо видный в иллюминатор "Анатолий Папанов":

Разворачиваемся...

Сели, тормозим... Это военный аэродром Ейск, в котором есть небольшой пассажирский аэровокзал. Как раз для приема нашего рейса, пять раз в неделю.

Стоянка нашего Ту-134 расположена на изрядном расстоянии от аэровокзала. До него от самолета мы долго едем по степи на аэропортовом автобусе.

А здание аэровокзала в Ейске на удивление современное:

В порту стоит "Анатолий Папанов". Это одновременно и грузовой, и пассажирский порт, по крайней мере проход к теплоходу осуществляется через здание морского вокзала. Это не мешает проводить на соседних причалах грузовые операции, например, погрузку угля. Вход на теплоход - через корму.

Сказать, что весь теплоход был облеплен (к счастью, безобидными) мошками, значит, не сказать ничего. Масштабы бедствия видны на этой фотографии:

Делать на теплоходе во время стоянки в Ейске нечего, даже нам, и мы выделили себе пару вечерних часов на осмотр Ейска. У дирекции круиза Алексея и Ольги тоже выдались несколько свободных часов, пока туристы на экскурсии и на пляже, так что мы их встретили где-то по пути. Ну, конечно, вид у них был не совсем привычный, но из песни слов-то не выкинешь!

Это пляжная зона Ейска, Ейская коса. Здесь установлен корабль-памятник - бронекатер "Ейский патриот", построенный на средства жителей города в 1944 году и принявший участие во многих боевых действиях Великой Отчественной войны.

На пляже много отдыхающих.

Море очень мелкое. Вода... даже не теплая, а горячая.

А это местный аквапарк. Как говорится, "если будете себя хорошо вести, то дадим еще и воду".

Отправление из Ейска - в 23.00. Перед отправлением - концерт казачьего хора на корме шлюпочной палубы. Немного удивило, что направлявшийся туда же Александр Сахаров до туда не дошел. Наверное, с кем-то разговаривает, подумал я. Но почему так долго? Он же хотел посмотреть этот концерт? Я спустился на среднюю палубу. Да, Сахаров действительно был там, в центре толпы... Нас ведь теперь узнают на теплоходах "Инфофлота". Так что при моем появлении вокруг меня тоже образовалась толпа. Скажете: ах, какая популярность? Да не совсем...

В этом рейсе "Анатолия Папанова" в Ейск, после четырех успешных рейсов в Санкт-Петербург и Тверь, появились проблемы с системой водоснабжения. Попросту говоря, в некоторых каютах возникли (по разным причинам) протечки. Такое иногда случается на разных судах, и на трехпалубных, и на четырехпалубных, и при оперативном вмешательстве и участии экипажа проблема быстро решается и остается в памяти туристов лишь незначительным эпизодом. Здесь же люди не почувствовали участия экипажа, и общее недовольство на протяжении рейса стало расти, обрастая разными деталями, на которые в другом случае бы попросту не обратили внимания.

Поэтому когда мы с Сашей появились на борту, нас сразу окружили пассажиры с претензиями.

В такой ситуации когда-либо оказывались и будут оказываться практически все судовладельцы и операторы, и у всех в таких случаях бывает разная линия поведения.

Подойдем к вопросу формально. Я - председатель совета директоров компании. То есть в основном не участвую в ее оперативном управлении, уделяю "Инфофлоту" только 30% своего времени, и занимаюсь большей частью стретегическими вопросами. То есть хорошо представляю себе, куда и как движается компания на "макроуровне", какова ее потребность в инвестициях, теплоходах, тех или иных проектах и так далее, представляю, куда надо "нажать", чтобы получить тот или иной результат. Если ко мне подойдет турист и спросит об этих вещах, я смогу квалифицированно ему ответить. А если меня спрашивают, почему не устранена протечка в каюте, то, может быть, я и не должен отвечать на эти вопросы? Разве это мое дело? А не судовладельца? Или кого-то еще?

Таков формальный подход. Но правильно ли будет подходить к этому делу формально? Думаю, нет. Для пассажира я - представитель руководства компании. Этой компании люди доверили и свой отпуск, и свои деньги. Не судовладельцу и не кому-то еще, а компании "Инфофлот". Значит, мне можно задать любой вопрос и ожидать от меня адекватной реакции и адекватных мер. Думаю, что это правильно.

В случае, если возникает недовольство туристов на борту, а такое происходит на самых разных теплоходах разных компаний, надо понять, с чем оно связано. Поставить правильный диагноз. Это не так просто, как кажется с первого взгляда. В данном случае действительно выявились проблемы с системой водоснабжения, причем это коснулось совсем немногих туристов. Но это лишь было поводом для недовольства. Истинной причиной было отсутствие видимого участия экипажа в решении этих проблем. Когда туристы не видят это участие, то уже не идут "в плюс" остальные детали, которые действительно присутствовали в этом круизе: интересный маршрут, четкое выполнение теплоходом расписания, развлекательная программа на борту, хорошее питание, бортовая газета и так далее. Правда, на борту присутствовал и "штатный заводила": без участия таких людей обстановка на борту остается спокойной даже в куда более проблемных рейсах, как этот рейс "Папанова".

Проговорили о разном до часа ночи. Большинство туристов на борту - постоянные клиенты "Инфофлота", поэтому их интересовали многие детали организации рейсов, и наши планы на будущее. Обозначались разные проблемы. Я уже говорил, что если есть главная проблема, то разные мелочи тоже начинают играть свою роль. Но и на них надо обязательно обращать внимание. Вот пример.

Один пассажир сказал, что его не устраивает, что в некоторых городах (Волгоград, Саратов, Самара) теплоход останавливается дважды: на пути туда и на пути обратно. Придумайте замену. Мы, конечно, знаем, что на борту много туристов, которые едут только в одну сторону. Для них пропуск любого из этих городов будет разочарованием. Да и чем, например, заменишь Волгоград? Заходом в Волжский? Больше ведь в этот день зайти некуда. Но я думаю, что если бы этому туристу, которые приобрел путевку в октябре прошлого года, сразу же вручили подробное расписание рейса, то проблемы бы не было. То есть надо искать корень любой претензии, пускай на первый взгляд необоснованной, в работе компании.

20 июля 2007 г.

Ночью шли по Азовскому морю, а утром - по нижнему Дону. Мне нижний Дон напомнил низовья Волги, но пассажиры, которые были в прошлом году на рейсе "Юлаева" в дельту Волги, со мной не согласились. Много отличий.

По берегам встречаются довольно роскошные дома, как этот:

В ожидании разводки железнодорожного моста скопилось много грузового флота. Разводка производится по расписанию три раза в сутки.

Сначала мы пропускаем встречные суда, идущие в разводку моста сверху:

Потом идем под мост сами:

Наблдаем трехпалубный теплоход "Петрокрепость" на местном судоремонтном заводе:

Сразу за мостом нашим взглядам открывается красивая ростовская набережная. Это прекрасное место для прогулок вдоль реки, и отсюда же можно отправиться на прогулку по реке: для этого здесь работают несколько "москвушек".

Для решения технических вопросов, связаных с неполадками в системе водоснабжения, в Ростове на борт поднялась бригада специалистов, которая должна в кратчайшие сроки устранить все эти неполадки.

Но как быть с главным: ролью экипажа в решении проблем? Чтобы пассажиры понимали: рядом с нами - замечательный экипаж, который решит любую нашу проблему в любое время дня и ночи? Это гораздо более сложный вопрос. На борту теплохода был собран совет, на котором присутствавли руководители компании-судовладельца "Вояж" (генеральный директор, коммерческий директор, заместитель директора по флоту) , руководители "Инфофлота" (мы с Александром), комсостав теплохода "Анатолий Папанов", дирекция круиза теплохода. Разговор был крайне жесткий, но и нацеленный на то, чтобы создавшуюся ситуацию исправить. Тем более что в предыдущих рейсах теплохода проблем не было. Значит, все возможно.

Сделали все, что могли на это момент. С полным взаимопониманием между "Инфофлотом" и "Вояжом". И я думаю, что все будет хорошо.

 

Александр Соснин, 19-21 июля 2007 г., Москва - Ейск - Ростов-на-Дону - Санкт-Петербург