ТЕПЛОХОД "ВАСИЛИЙ ЧАПАЕВ", УФА - МОСКВА

23 мая

Сегодня в 04.35 я прилетел в Уфу ночным рейсом из Санкт-Петербурга.

Мне предстоит путешествие на теплоходе "Василий Чапаев" по маршруту Уфа - Москва. На участке Казань - Москва на борту "Чапаева" состоится традиционный семинар для экологов, в котором мне предстоит принять активное участие.

Теплоход "Василий Чапаев" в этом году открывает пассажирскую навигацию из Уфы. Пройдены ходовые испытания. Заканчиваются последние приготовления к навигации. Теплоход сдается различным инспекциям. На фотографии видны спасательные плоты, установленные этой зимой на теплоходе в соответствии с последними требованиями.

А рядом стоит "Муса Гареев". В этом году ему сделали навесы над прогулочными палубами. Давно были мысли сделать такие навесы на "Чапаеве" и "Юлаеве", но: у теплохода из-за них существенно увеличивается парусность, а это усложняет задачу судоводителя во время маневров. Именно поэтому в свое время от них отказались на теплоходах Московского пароходства. Ну, что ж: посмотрим, как отработает эту навигацию "Муса Гареев" - может быть, все не так страшно, как рассказывают.

По соседству готовится к скорому выходу из затона "Салават Юлаев".

На фотографии виден только что приваренный каркас для навеса над кормовой площадкой. Навес будет установлен перед выходом теплохода в первый рейс.

На "Юлаеве" в этом году проведен эксперимент. А именно, сделан очень серьезный ремонт двух обычых кают "без удобств" с полной сменой в них всего, от отделки до мебели, и установкой кондиционеров. По затратам - почти то же самое, что оборудовать на их месте каюты с санузлами. Каюты, однако, сделали без санузлов, и они остались в той же самой категории Б3, что и были раньше. Но при этом они стали почти как новые. Вот так выглядит каюта 65. Сделаем поправку на то, что до выхода теплохода из затона - еще 8 дней, и кое-что не доделано.

Кровати в 65-й каюте установлены более широкие, чем были в ней раньше. А вот в каюте 64, которая чуть уже, чем 65-я, оставили две из трех старых коек, сделав им косметический ремонт.

Коридоры на главной палубе "Юлаева" отделали материалом, цвет которого называется "Египет":

В следующем году надо бы переделать и потолок.

Теперь о двух интересных встречах.

В Уфе, на территории затона, существует музей истории Бельского речного пароходства. Наконец-то я в него попал, и познакомился с директором музея Владимиром Александровичем Худяковым, который возглавлял пароходство с 1984 по 1997 год. Исключительно интересный музей, исключительно интересный человек, автор неиданной пока книги с подробнейшей историей пароходства. Кстати говоря, Владимир Александрович и сам активно делал эту историю, добившись в 1980-е годы перевода в Бельское пароходство десяти судов 305 проекта (благодаря чему некоторые из них до сих пор работают), грузовой флот. К сожалению, не удалось сохранить как памятник пароход 737 проекта "Джамбул".

Транзитное пассажирское судоходство на Белой началось в 1870 году, когда была открыта линия Уфа - Нижний Новгород, укомплектованная пароходами "Михаил", "Иван" и "Павел". К 1913 году было создано уже 12 частных пароходных компаний, выполнявших дальние рейсы из Уфы. В 1918 году весь этот флот был национализирован, так и появилось Бельское речное пароходство. Кстати, национализация флота в Башкирии была произведена до издания декрета о национализации флота, так сказать, в порядке инициативы на местах.

В 1933 году была открыта транспортная линия Москва - Уфа. После войны линия была возобновлена только в 1949 году, и первоначально обслуживалась пароходами "Советский полярник", "Н. Островский" (Бельское речное пароходство), "Максим Горький", "Григорий Пирогов" (Московское речное пароходство). С 1957 года линия стала комплектоваться пароходами 737 проекта, а с 1964 года на ней временами работали и теплоходы 305 проекта. Линия Москва - Уфа просуществовала до наших дней: последний рейс по ней выполнил теплоход "Салават Юлаев" в 2003 году.

Вторая встреча - с главным редактором газеты "Бельский речник" Борисом Анатольевичем Христовым, с которым мы были знакомы и раньше. В этот раз Борис Анатольевич поделился исключительно интересными фотографиями старой Уфы и окрестностей. Кое-что представляю вашему вниманию.

На последней фотографии - один из четырех затонов старой Уфы. До последнего времени в Уфе оставалось два затона, сейчас остался один:

В 20.00 по московском времени "Василий Чапаев" под марш "Прощание славянки" покинул затон и отправился в Москву.

Скоро стемнело.

24 мая

Весь день идем по Белой. В этом году здесь отмечается самый высокий уровень воды с 1979 года. Река широко разлилась, повсюду затопленные деревья. Встречного флота мало. Пассажирских судов, кроме "Чапаева", нет.

На борту полным ходом идут приготовления к приему пассажиров. Завтра планируется заход в Нижнекамск: во-первых, там должны сесть первые восемь участников семинара, а во-вторых, экипаж и директор круиза планируют сделать там некоторые закупки для теплохода. Правда, вчера мы узнали, что в связи с высоким уровнем воды Нижнекамск закрыт для приема судов.

Ну, посмотрим.

 

Александр Соснин, 23-24 мая 2007 г.