Рубрика "Беседы с ведущими круизными агентствами Москвы и Санкт-Петербурга"
Андрей Рассамахин беседует со Константином Тереховым , генеральным директором фирмы "Технотур", Москва.
А.Р. - Расскажите, пожалуйста, об истории создания Вашей фирмы.
Фирма "Технотур" существует четвертый сезон, дата государственной регистрации у нас 6 марта 2002 года. Фирма образовалась следующим образом: я с 1996 года работаю в системе круизов, начинал переводчиком на теплоходе "Николай Чернышевский", отработал на нем навигацию, потом пришлось искать новую работу. Я устроился в авиакомпанию "Нижегородские Авиалинии" на должность начальника отдела. Занимался организацией чартерных перевозок на маршруте Нижний Новгород - Сочи, проработал я там два года. В 1999 году я вернулся в круизы, получив приглашение от бывшего начальника круиза на "Чернышевском" Трофимова Александра Александровича, который к тому времени стал директором компании "Волго-Балт Тур", как вы знаете позднее ставшей Московским филиалом "Волга-Флот Тура", ныне это фирма "Водоходъ". В конечном итоге я занял там должность главного экономиста Московского филиала. Примерно через год, или чуть больше, я понял, что нагрузка очень большая, и к тому же должность главного экономиста предусматривала достаточно узкий круг обязанностей, а мне захотелось попробовать заняться круизами в более широком смысле. В результате я начал создавать свое турагентство, получившее название "Технотур". Я уверен, решение было принято правильно, фирма работает успешно, не считая полученного негативного операторского опыта с теплоходом "Александр Свешников".
А.Р. - какие преимущества или недостатки Вы можете назвать в случае покупки путевки туристом непосредственно у оператора или у турагента?
Преимущество покупки путевок у агента прежде всего в том, что если оператор продает путевки только на свои теплоходы, то агент, если это серьезный агент, заключает прямые договора со всеми операторами. К тому же у агентов, опять же серьезно работающих на рынке, в штате есть опытные менеджеры, которые по роду своей службы просто вынуждены знать весь парк имеющихся на рынке теплоходов, а не только отдельно взятого оператора. Тем более, что сотрудники в агентства приходят не лишь бы откуда, а как правило они имеют опыт работы в этой области. Могу сказать, что если присмотреться к кадровому составу большинства крупных агентств, то мы найдем там очень много выходцев из того-же упомянутого "Волга-Флот Тура", "Столичной Судоходной компании" и других известных фирм. Причем как среди руководящего состава, так и среди менеджеров.
А.Р. - А как вообще развиваются, по Вашему мнению, взаимоотношения между туроператорами и турагентами на рынке круизов?
Я считаю, что это прямой интерес любого оператора - поощрять агентства, тем более, что общемировая практика туриндустрии, не обязательно в круизной области, а вообще, как раз и предусматривает подобное разделение: оператор производит турпродукт, а агент продает. В свое время, когда я еще был экономистом в "Волга-Флот Туре", мы делали скидки с суммированием, доходящие до 25%. Бухгалтерия тогда была резко против, но мы это делали. Причем тогда как раз применялась схема, чтобы подобные скидки распространялись и в случае покупки через агентство, то есть чтобы агент не терял комиссию. Сейчас, к сожалению, подобное не практикуется, то есть скидки (сезонные и для постоянного клиента), хотя и меньшие чем тогда, турист получает, однако турагентству это получается невыгодно. Турагентства вынуждены продавать за полную стоимость, иначе придется работать "в минус", теряя комиссию. Я считаю, что это по меньшей мере неправильно, так как негативно сказывается на рынке продаж. Согласитесь, это не слишком корректно по отношению к агентам, имеющим обширные клиентские базы, вкладывающим свои средства в рекламу и продвижение продукта операторов. А если мы продаем за полную стоимость, то мы попадаем, мягко говоря, в неудобное положение перед туристом, который в такой ситуации не будет нам доверять. Мы просто рискуем потерять постоянного клиента из своей базы, и скорее предложим ему другой теплоход. Честно говоря, позиция некоторых операторов мне в этом вопросе не совсем понятна, очень хотелось бы понять, почему это происходит.
А.Р. - Как бы Вы оценили ситуацию на рынке внутренних круизов в целом? Не наметился ли в последнее время спад?
Я считаю, что спада как такового нет, люди круизами интересуются даже несколько больше, чем, скажем, 2-3 года назад. Заметно увеличилось количество перевозчиков (владельцев флота и фрахтователей), ведь посмотрим - в затонах уже почти не осталось не занятого флота. Все, что можно, переделывается, ремонтируется и ходит по нашим рекам. Так что рынок весьма насыщенный, другое дело, что для того, чтобы загрузить этот флот, нужны все более серьезные усилия. Нужна нормальная рекламная поддержка. Я думаю, что сильные и крупные судовладельцы и операторы вполне могли бы усилить рекламную составляющую на рынке, определенный резерв, мне кажется, у них есть. Также мне не всегда понятна позиция крупных судовладельцев, когда они продают свой флот. Их дело, конечно, но они таким образом как бы плодят себе конкурентов на круизном рынке. Я имею в виду, например, продажу судов транспортной линии. Хотя, с другой стороны, нельзя не заметить и тенденцию к централизации, когда воздерживаясь от сдачи судов во фрахт, пароходство концентрирует флот в руках крупной структуры, которая производит массовый турпродукт высокого уровня.
А.Р. - Что можно было бы сделать для развития рынка?
Я уже много раз поднимал вопрос о необходимости создания некой ассоциации турагентств. В рамках такой ассоциации можно было бы договариваться о совместной рекламе, единой политике в различных областях, штрафных санкциях в случае отказа клиента от тура. Унификация формы договора с клиентом, скидки постоянным клиентам и сезонные. И со стороны взаимодействия с операторами тоже - вопросы комиссии, стандартизация описаний теплоходов и туров вообще, единый стандарт графика рейсов, прайс-лист. Также нужна единая юридическая поддержка. Наш рынок таков, что пора уже думать о каких-то формах объединения усилий.
А.Р. - Возможно, вопрос можно было бы поставить шире, об ассоциации круизных компаний, работающих на внутреннем и въездном рынке. Разумеется, турагенты, как имеющие свою специфику работы, могли бы там занимать определенную секцию. Впрочем, время покажет. Большое спасибо.
Андрей Рассамахин (info@infoflot.ru)
Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов