Александр Соснин
УИЛЬЯМ МЭРДОК: ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА "ТИТАНИКА"
14 апреля 1912 года пассажирский пароход "Титаник", выполнявший свой первый трансатлантический рейс, столкнулся с айсбергом, и через 2 часа 40 минут затонул, унеся с собой 1503 человеческие жизни. В момент столкновения вахту нес первый помощник капитана Уильям Мэрдок, действия которого не смогли предотвратить катастрофу. Мэрдок погиб вместе с "Титаником", и для кого-то он стал главным виновником трагедии, для кого-то - героем, спасшим жизни многим пассажирам, а для кого-то просто человеком, которому в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года не повезло. "Никогда не было лучшего офицера", "Он был самой яркой нашей звездой" - скажут позднее про Мэрдока известные морские капитаны.
Уильям Макмастер Мэрдок родился 28 февраля 1873 года в шотландском городке Далбитти в семье капитана Самюэля Мэрдока. Его дед тоже был морским капитаном. В школе Уильяма запомнили как способного и прилежного ученика. После окончания школы в соответствии с семейными традициями Уильям выбрал карьеру моряка, и начал пятигодичное обучение в Ливерпуле. Он был настолько способным учеником, что уже через четыре года получил диплом второго помощника капитана. После работы на парусниках в должностях второго и первого помощника капитана Уильям Мэрдок в возрасте 23 лет получил капитанский диплом.
Мэрдок мечтал работать офицером на крупных пассажирских судах. Случай представился ему в 1899 году, когда началась бурская война в южной Африке. Мэрдок прошел обучение и получил звание лейтенанта Королевского военно-морского флота. Это было одним из требований, которые предъявляли крупные судоходные компании к своим офицерам. Вскоре Уильям поступил на службу в компанию "Уайт Стар Лайн" и был назначен вторым помощником капитана на пассажирский лайнер "Медик", обслуживавший линию между Ливерпулем и Австралией. Позднее, в 1901 году, Мэрдок перешел на новый лайнер "Руник", также работавший на австралийской линии.
В одном из австралийских рейсов Уильям встретил 29-летнюю школьную учительницу из Новой Зеландии очаровательную Аду Флорес Бэнкс. Между ней и молодым офицером завязалась продолжительная переписка, и дело закончилось свадьбой в 1907 году. А четырьмя годами раньше Мэрдок был переведен на самую престижную и высокооплачиваемую работу - на трансатлантическую линию. Он стал вторым помощником капитана нового лайнера "Арабик".
Именно на "Арабике" произошел случай, который характеризует Мэрдока как хладнокровного и грамотного судоводителя. Мэрдок пришел ночью в ходовую рубку сменить вахтенного офицера Фокса, когда последний заметил вблизи огонь какого-то судна по левому борту. Фокс отдал приказ "лево руля", и рулевой начал крутить штурвал. Тогда Мэрдок бросился к штурвалу, оттолкнул рулевого и выровнял курс. Фокс повторил приказ, но Мэрдок не отреагировал. Через несколько секунд в нескольких метрах от "Арабика" прошло крупное судно. Люди в рубке инстинктивно прижались друг к другу, видя, что столкновение неминуемо. Но столкновения не произошло. Если бы не своевременные грамотные действия Мэрдока, трагедии было бы не избежать. Единственным человеком, который не был доволен произошедшим, оказался Фокс. Он был старше Мэрдока по должности, и получилось, что последний нарушил субординацию, фактически отменив отданный приказ. В дальнейшем пути Мэрдока и Фокса разошлись.
После 1904 года Мэрдок работал вторым помощником капитана на "Келтике", "Джерманике" и "Кедрике". В феврале 1906 года Мэрдок на один рейс был назначен первым помощником капитана на "Кедрике", затем в течение трех месяцев занимал должность второго помощника капитана на "Океанике", и после этого стал первым помощником капитана на этом же лайнере. В 1907 году Мэрдок перешел на лайнер "Адриатик". В сентябре того же года он взял отпуск, чтобы сыграть свадьбу с Адой и провести с ней непродолжительный медовый месяц. 2 сентября Мэрдок и Ада поженились, а уже 23 сентября Уильям отправился в очередной рейс на "Адриатике". Молодая семья обосновалась в своем новом доме в Саутгемптоне. Уильям большую часть времени проводил в море, а Ада занималась домашним хозяйством.
В мае 1911 года Уильям Мэрдок был назначен первым помощником капитана на новый лайнер "Олимпик". Компания "Уайт Стар Лайн" возлагала на этот лайнер большие надежды, он был самым большим и комфортабельным в мире, и для него были подобраны самые лучшие офицеры, элита британского морского флота. Экипаж возглавил капитан Эдвард Смит, старейший и опытнейший капитан компании "Уайт Стар Лайн". "Олимпику" не везло: 20 сентября 1911 года лайнер столкнулся с крейсером "Хок" и получил повреждения, в результате чего ему потребовался серьезный ремонт. В феврале 1912 года "Олимпик" повредил один из винтов о затонувший предмет. Наконец, 4 марта 1912 года "Олимпик" наскочил на мель на выходе из Белфаста, где лайнеру меняли винт после прошлой аварии. Вины Мэрдока в этих авариях не было.
Во время одного из ремонтов "Олимпика" Мэрдок вернулся домой в Саутгемптон. В офисе компании "Уайт Стар Лайн" ему сообщили о предстоящем повышении: Мэрдок был назначен старшим помощником капитана на строящийся "Титаник". Назначение вторым человеком на самый современный и престижный лайнер в мире было для Мэрдока последней ступенькой перед капитанской должностью, получение которой он по праву ожидал в ближайшем будущем.
Незадолго до первого рейса "Титаника" компания "Уайт Стар Лайн" приняла решение назначить капитаном "Титаника" Эдварда Смита, но только на первый рейс, с тем, чтобы затем с почестями проводить его на пенсию. Смит выразил пожелание, чтобы в первый рейс с ним пошел старший помощник Генри Уайльд, с которым они давно работали вместе. Компания удовлетворила просьбу капитана, и на первый рейс "Титаника" сделала временные перестановки в командном составе лайнера: Уильям Мэрдок занял должность первого помощника капитана, первый помощник Чарльз Герберт Лайтоллер стал вторым помощником капитана, а второй помощник капитана Дэви Блэр остался на берегу.
Несомненно, произведенные перестановки стали большим разочарованием для всех троих офицеров, несмотря на то, что вскоре им предстояло занять на "Титанике" прежние должности. Не был доволен решением Смита и старший помощник капитана Генри Уайльд, который писал сестре про "Титаник": "И все-таки мне не нравится это судно... Оно вызывает у меня какие-то странные чувства". Уайлд хотел поскорее вернуться на однотипный "Олимпик". Предполагалось, что вскоре он станет капитаном на одном из судов компании. Мэрдок писал своей сестре накануне выхода "Титаника" в первый рейс: "Я пока остаюсь старшим помощником капитана - до выхода в первый рейс. Потом, хотя мне и предстоит понижение в должности, я надеюсь, что это не надолго. Главный морской суперинтендант Ливерпуля был крайне впечатлен и удовлетворен тем, как у нас идут дела, и мне было обещано, что как только Уайльд уйдет, я займу прежнюю должность. Сейчас я все свое время посвящаю руководству работами на судне. Мы почти готовы к первому рейсу".
Перестановки среди старших офицеров имели и другие, далеко идущие последствия. Второй помощник капитана Блэр, покинув "Титаник", оставил в своей каюте запертыми в ящике морские бинокли. Лайтоллер, временно заняший каюту Блэра, об этом не знал. В результате во время первого рейса "Титаника" бинокли так и не нашли, и впередсмотрящие, неоднократно обращавшиеся к Лайтоллеру с просьбой решить проблему биноклей, несли вахту без них. Возможно, если бы у впередсмотрящих "Титаника" были бинокли, они смогли бы заметить айсберг раньше.
В течение недели до отправления "Титаника" в первый рейс фактическими главными людьми на судне были Уильям Мэрдок и главный конструктор "Титаника" Томас Эндрюс. Они руководили всеми основными работами и занимались обучением персонала. Многие члены экипажа и после прибытия на борт Уайльда продолжали считать Мэрдока старшим помощником капитана, тогда как Уайльд оказался в положении "свадебного генерала" на один рейс. Безусловно, он предпочел бы остаться на "Олимпике".
10 апреля 1912 года "Титаник" отправился из Саутгемптона в свой первый рейс. Выходя из порта, он едва избежал столкновения с ошвартованными в нем лайнерами "Нью-Йорк" и "Океаник". Мэрдок в момент опасности находился ближе всех к возможному месту столкновения с "Нью-Йорком" - на кормовом мостике, снабженном отдельным штурвальным колесом и телеграфами и, возможно, принимал участие в маневрировании "Титаника", однако точных данных об этом нет. Точно известно, что маневрами лайнера в Саутгемптонском порту руководил капитан Смит. 10 и 11 апреля "Титаник" сделал две остановки для приема пассажиров и почты - в Шербуре и Куинстауне. 11 апреля лайнер, имея на борту более двух тысяч пассажиров, вышел в Атлантический океан. Через несколько дней его ждали в Нью-Йорке.
В то время пересечь океан можно было только водным путем - трансатлантической авиации еще не существовало. Поэтому для многих пассажиров большую роль играло время, затраченное на пересечение океана. Лайнеры шли по ортодромии - кратчайшему пути между пунктами отправления и назначения. Нужный курс рассчитывали вахтенные офицеры. На "Титанике" их было семь: три старших и четыре младших офицера. Старшие офицеры несли вахту в режиме "четыре часа через восемь", а младшие офицеры работали по более сложному графику общей сложностью по двенадцать часов в день. Капитан появлялся на мостике в случае необходимости и постоянной вахты не нес. Как уже говорилось, старшими офицерами на "Титанике" были Генри Уайльд, Уильям Мэрдок и Чарльз Лайтоллер. Все старшие и младшие офицеры "Титаника" имели капитанские дипломы.
Работа офицеров на трансатлантических линиях была престижной и высокооплачиваемой. Однако эта работа требовала от людей не только высочайшей квалификации, но и крепких нервов. Лайнеры работали по жесткому расписанию, шли полным ходом в условиях ограниченной видимости, а при хорошей погоде не снижали хода даже в районах скопления айсбергов. Все было подчинено одной цели - своевременно доставить пассажиров в пункт назначения. Вахтенные офицеры подвергались сильнейшим нервным нагрузкам, и многие уходили с трансатлантической линии несмотря на престижность работы и высокую зарплату.
В 1912 году ледовая обстановка в северной части Атлантического океана была исключительной. 14 апреля суда, находившиеся в особо опасных районах, сообщали о местах скопления айсбергов. Некоторые легли на ночь в дрейф. Сейчас уже нельзя установить, по какой причине радиограмма с точными координатами опасного района не была доставлена из радиорубки на ходовой мостик "Титаника". Но, вероятно, она вряд ли на что-то повлияла бы: погода в этот день стояла ясная, и, как уже упоминалось, в таких условиях трансатлантические лайнеры скорости хода не снижали. Впрочем, Мэрдок, ненадолго сменивший Лайтоллера вечером 14 апреля, чтобы дать ему возможность поужинать, принял некоторые меры, в частности, распорядился закрыть носовой люк, чтобы облески бьющего из него света не мешали впередсмотрящим.
Ровно в 22.00 тепло одетый, с шарфом вокруг шеи Мэрдок пришел на ходовой мостик, чтобы сменить Лайтоллера, вахта которого заканчивалась. Его первыми словами были: "Ну и холод". Лайтоллер передал Мэрдоку необходимую оперативную информацию, немного подождал, пока глаза первого помощника привыкнут к темноте, и пошел отдыхать к себе в каюту. На мостике остались Мэрдок, четвертый помощник капитана Боксхолл, шестой помощник капитана Муди и двое рулевых. "Титаник" шел полным ходом в самое скопление айсбергов. Для крупных трансатлантических лайнеров в то время это не было исключительным явлением.
В 23 часа 39 минут впередсмотрящий Фредерик Флит увидел в темноте прямо по курсу айсберг. Он немедленно произвел три удара в колокол, предупреждая об опасности столкновения, и позвонил в рубку, чтобы сообщить о приближающемся айсберге. Звонок принял шестой помощник капитана Муди. Тем временем в рубку прибежал Мэрдок, находившийся на правом крыле мостика и услышавший сигналы колокола. "Айсберг прямо по курсу", - сообщил Муди. Дальнейшие события развивались стремительно.
Вплоть до наших дней многие считают возможным говорить о том, что Мэрдок действовал ошибочно и предлагать свои варианты маневрирования судном в создавшихся условиях. Считается, например, что айсберг надо было таранить не сворачивая. Считается также, что было ошибкой переводить двигатели на задний ход. Однозначной правдой является лишь то, что исследователи и критики действий Мэрдока имели массу времени для того, чтобы провести расчеты движения судна в том или ином случае, и при этом так и не пришли к единому мнению. У Мэрдока же для принятия решения были лишь доли секунды. Забывают и о том, что Мэрдок был опытным судоводителем, и действовал именно так, как считал рациональным в создавшейся ситуации.
Мэрдок поставил телеграфы в положение "Стоп" и отдал команду рулевому "Право руля" (в то время это означало поворот судна влево). Затем он передал в машинное отделение "Полный назад". По мнению ряда исследователей, Мэрдок скорее всего сначала остановил левый двигатель и дал ему задний ход, и только потом проделал то же с правым двигателем - с тем, чтобы увеличить эффективность рулей. После этого он нажал на кнопку закрытия водонепроницаемых дверей по всему судну. Далее последовала новая команда - "Лево руля". Очевидно, Мэрдок предполагал обойти айсберг с помощью зигзагообразного маневра - поворотом влево он хотел избежать столкновения судна с айсбергом носовой частью, а поворотом вправо - кормовой. Затем потянулись мучительные секунды ожидания. В какой-то момент присутствующим в рубке показалось, что "Титаник" разошелся с айсбергом. Но все оказалось трагичнее - столкновение произошло, и поврежденными оказались сразу пять водонепроницаемых отсеков. "Титаник" был обречен.
Как уже говорилось, некоторые исследователи считают, что Мэрдок сначала дал задний ход левому, а только затем правому двигателю. Существует и такое мнение, что Мэрдок маневрировал только левым двигателем, лишь уменьшив ход правому. Считается, что такой способ маневрирования был наиболее правильным в сложившейся ситуации. Однако с точностью сказать, воспользовался ли им Мэрдок, мы уже не сможем. Предполагается, что избежать столкновения с айсбергом было невозможно при любых действиях судоводителя. Но точно установлено, что если бы Мэрдок принял решение не сворачивать и таранить айсберг, то "Титаник" остался бы на плаву. Впрочем, такая возможность может быть рассмотрена только теоретически: последствием такого столкновения была бы немедленная гибель как минимум двухсот человек - команды и пассажиров третьего класса, живших в носовой части судна, и, скорее всего, другие негативные последствия. Вряд ли Мэрдок даже рассматривал такую возможность.
В 23 часа 41 минуту на мостике появился капитан Смит и спросил: "С чем мы столкнулись?" -"Мы столкнулись с айсбергом", - ответил Мэрдок - "Я дал команду "Право руля" и запустил двигатели (по другим данным он сказал "двигатель") на задний ход, но айсберг был слишком близко. Я хотел обойти айсберг слева, но мы ударились об него прежде, чем я мог сделать что-то еще". "Водонепроницаемые двери закрыты?" - спросил капитан. "Да, закрыты". После этого Смит дал двигателям команду "Средний вперед", очевидно, чтобы остановка судна ночью посреди океана не вызвала тревоги среди пассажиров. Действительно, многие пассажиры, разбуженные ударом, вышли на палубу, но увидев, что судно продолжает движение, вернулись в каюты. На правом крыле мостика в эти минуты можно было увидеть капитана Смита, на левом - первого помощника Мэрдока. Они спокойно смотрели вперед, и создавалось впечатление, что оба несут вахту в обычном режиме. Через некоторое время "Титаник" остановился, но кто отдал команду "Стоп", неизвестно.
В 0 часов 25 минут капитан Смит отдал команду готовить спасательные шлюпки и сажать в них женщин и детей. Спасательные средства "Титаника" не могли принять всех пассажиров и членов экипажа. Необходимое количество спасательных средств на морских судах в то время рассчитывалось по специальной формуле, и для таких судов, как "Титаник", их количество было меньше, чем расчетное количество людей на борту. Кстати, компания "Уайт Стар Лайн" оснастила "Титаник" спасательными шлюпками сверх нормы, и считалось, что безопасность на этом судне обеспечена даже сверх имеющихся требований. Так оно и было. Но в то время мало кто мог представить, что такое судно как "Титаник" может затонуть.
Согласно штатному расписанию, первый помощник капитана Мэрдок руководил посадкой пассажиров в шлюпки с правого борта, а второй помощник Лайтоллер - с левого. В первую очередь Мэрдок собрал стюардов и приказал им собирать пассажиров, следить, чтобы на всех были надеты спасательные жилеты и все были готовы к эвакуации. Когда Мэрдок и помогавший ему третий помощник капитана Питман подготовили в спуску первую шлюпку, Мэрдок обратился к стоявшей неподалеку группе пассажиров: "Дамы, проходите сюда" - и не получил ответа. Желающих покинуть комфортабельный и кажущийся безопасным "Титаник" не было. Первые шлюпки заполнялись с большим трудом. Мэрдок собирал всех пассажиров, которые желали покинуть судно, и, поскольку времени не было, приказывал спускать не до конца заполненные шлюпки до уровня нижних палуб, где они могли бы принять дополнительных людей, а старшим в шлюпках приказывал держаться поблизости от судна с тем, чтобы в дальнейшем подобрать оказавшихся в воде людей. Несмотря на это, первые шлюпки отходили от "Титаника" заполненными не до конца, а в дальнейшем почти ни одна из них не вернулась к месту катастрофы.
Команду капитана эвакуировать женщин и детей оба офицера выполняли по-разному. При спуске на воду первых шлюпок детей и женщин в достаточном количестве не набиралось. Мэрдок, когда видел, что женщин и детей поблизости больше нет, разрешал занимать места в шлюпках мужчинам, и этим спас немало жизней. Лайтоллер же категорически запрещал мужчинам садиться в шлюпки, даже если они не были до конца заполнены. Все, кто выходил на правый борт, в течение первого этапа эвакуации имели возможность занять место в шлюпке и спастись - в отличие от тех, кто попадал на левый борт. По свидетельствам очевидцев, Мэрдок держался уверенно и спокойно, и даже мог себе позволить пошутить, что, безусловно, успокаивало пассажиров и предотвращало волнение и панику.
Когда стало ясно, что положение серьезно, уговаривать пассажиров уже не приходилось. Напротив, желающих попасть в спасательные шлюпки было гораздо больше, чем эти шлюпки могли вместить. Теперь Мэрдок с трудом сдерживал толпу и сажал в шлюпки больше людей, чем положено. В районе половины второго ночи толпа начала пытаться взять шлюпки штурмом, и старший помощник капитана Уайльд, взяв в каюте Мэрдока револьверы, взял один себе и выдал еще два Мэрдоку и Лайтоллеру. Мэрдок просто положил незаряженный револьвер в карман, Лайтоллер проделал то же самое. Однако когда настала очередь спуска одной из складных шлюпок, в нее прыгнули двое мужчин, и Мэрдоку пришлось сделать два предупредительных выстрела в воздух, чтобы они освободили шлюпку.
Две последние складные шлюпки, C и D, при таком наклоне палубы, который был у "Титаника", спустить было невозможно. Мэрдок, другие члены команды и несколько пассажиров, однако, пытались освободить их с тем, чтобы эти шлюпки оказались на плаву, когда "Титаник" затонет. Многие видели Мэрдока в последний раз, когда он пытался обрезать концы, держащие шлюпку C. Это было за несколько минут до того момента, когда "Титаник" скрылся под водой. Предполагается, что Мэрдок был смыт в море волной, которая образовалась при погружении носовой части "Титаника". Ему было 39 лет.
В письме вдове Мэрдока Аде, которое подписали спасшиеся офицеры "Титаника", Лайтоллер писал: "Я был одним из последних людей, и, конечно, последним офицером, видевшим Мэрдока... Он работал с полной отдачей, освобождая складную шлюпку по правому борту... Мистер Мэрдок погиб, исполняя свой долг".
Мать Уильяма, Дженни Мэрдок, тяжело пережила гибель сына и скоро умерла. Отец Уильяма Самюэль Мэрдок пережил супругу всего на три года. Жена Уильяма Ада Мэрдок после гибели супруга продала дом в Саутгемптоне и сначала поселилась в Лондоне, а затем вернулась в Новую Зеландию. Ада пронесла свою любовь через всю жизнь, никогда больше не вышла замуж и умерла в 1941 году в возрасте 65 лет. Она говорила, что жалеет только об одном - что у них с Уильямом не было детей.
В фильме Джеймса Камерона "Титаник" показано, что Мэрдок взял у богатого пассажира деньги за право сесть в шлюпку, застрелил двух пассажиров, а потом застрелился сам. Все это не соответствует действительности. На самом деле Уильям Мэрдок честно выполнил свой долг и сделал все для того, чтобы спасти как можно больше людей. Семьдесят пять процентов всех спасенных с "Титаника" были эвакуированы с правого борта, где спасательной операцией командовал Уильям Мэрдок. Кинокомпания "XX век Фокс" принесла свои официальные извинения жителям Далбитти, родины Мэрдока, и признала, что никаких доказательств недостойных действий Мэрдока не существует. Чтобы загладить свою вину, создатели фильма перевели пять тысяч фунтов стерлингов мемориальному фонду имени Уильяма Мэрдока, созданному в Далбетти вскоре после гибели "Титаника".
В Саутгемптоне сохранился дом, в котором в последние годы жили супруги Мэрдоки, а в городе Далбитти установлена мемориальная доска памяти Уильяма Мэрдока.
Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов