Александр Соснин

ТЕПЛОХОД "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ": НАДЕЖДА МАЛОГО РЕЧНОГО ТУРИЗМА?

Круизы по малым рекам и городам России – это направление речного туризма, которое не получило пока должного развития. Теплоходов, способных предоставить туристам комфортные условия размещения, и одновременно с этим обладающих малыми размерами для работы на малых реках, в России почти нет. Да и имеющиеся теплоходы такого класса чаще всего используются на более выгодных прогулочных рейсах.
Впрочем, не все так плохо. Сегодня мы беседуем с владельцами модернизированного пассажирского теплохода 331 проекта "Святитель Николай". Разрешите представить: генеральный директор компании "Патерик" Любовь Митрофанова и заместитель директора компании "Патерик" Владимир Митрофанов

В.М.: Идея приобрести свое судно у нас появилась давно. Когда мы организовали свою фирму, то приобрели теплоход 331 проекта «Николай Щетинин». Первоначально мы планировали использовать этот теплоход на маршруте Москва – Вологда. Большинство судов не может пройти по этому маршруту, а технические характеристики нашего теплохода это позволяют. Планировали мы ходить и дальше Вологды – в Тотьму, вплоть до Архангельска. То есть изначально у нас были планы открыть новые маршруты.
Мы купили теплоход у людей, которые начали его реконструкцию, но не закончили. На нем даже не были установлены двигатели. Каюты были четырехместные, без удобств, как купе в поезде. Внутри все было ржавое, ободранное. Единственное, что у теплохода было новое днище. И все.

А.С.: С чего вы начали работу с кораблем?

Л.М.: С проектной документации. Конструкторское бюро совместно с дизайнерами разработали для нас проект реконструкции теплохода. Мы рассчитывали, что теплоход будет выполнять дальние рейсы по заказам различных организаций, под эти цели мы его и модернизировали. Но потом оказалось, что он в основном востребован на коротких прогулках.

В.М.: Теплоход получил новые двигатели, была переделана ходовая часть, установлена итальянская система отопления, усилен корпус, установлены немецкие стеклопакеты, сантехника, проведена новая электрика, построена новая штурманская рубка. Теплоход получил класс речного регистра «Р» вместо «Л». Все каюты были полностью переделаны, их стало десять со всеми удобствами и две администраторские без удобств. На борту появилась часовня.
Идея переименовать теплоход в «Святитель Николай» и сделать на борту часовню принадлежит настоятелю храма Святителя Николая на Берсеневке в Москве игумену Кириллу. Мы получили благославление Патриарха на паломнические маршруты и освятили часовню. Внешний контур теплохода и некоторые механизмы сохранены по первоначальному проекту раритетных шестидесятых годов теперь уже прошлого века.

А.С.: Где работал теплоход все эти годы, помимо коротких прогулок?

В.М.: В основном мы ходили на верхнюю Волгу: в Углич и другие места. Теплоход обычно снимали на три-четыре дня человек на пятнадцать – двадцать. Бывали рейсы, когда мы забирались на острова, в устья малых рек, приставали на пляжах.

А.С.: А как появилась идея пойти в Великий Новгород и Санкт-Петербург?

Л.М.: Похожая идея была у нас давно. Ну а рейсы в Великий Новгород и Санкт-Петербург мы разработали с подачи Бюро путешествий «Ладога». В 2003 году эта фирма зафрахтовала наш теплоход, заказала у нас такой маршрут и экспедицию, и мы взялись за их подготовку. В начале июня теплоход «Святитель Николай» отправился по маршруту Москва – Санкт-Петербург с заходом в Вологду и Старую Ладогу. Это была экспедиция, в которой приняли участие ученые из Франции, Великобритании, США и Германии – историки и географы. Их интересовали наши старые гидротехнические сооружения и обводные каналы. Экспедиция должна была уложиться в пятнадцать дней. Впервые мы использовали наш теплоход именно так, как он должен использоваться.
Мы получили разовое разрешение на переход через Рыбинское водохранилище, поскольку оборудование теплохода, спасательные и навигационные средства соответствовали и соответствуют требованиям для плавания по озерам.
Рейс начался с задержки – по организационным причинам. Дело в том, что в мае 2003 года мы должны были осуществить очередное слипование судна. Белый Городок находился в состоянии банкротства, и мы пошли на слипование в Кимры. Но у них всего один док и очень плохая организация очередности и соблюдения договоренностей.
Наверное, тогда же надо было отказаться от рейса. Но этого не захотела «Ладога», и иностранцы желали в любом случае идти. Мы задержались с приходом в Москву и соответственно со сдачей теплохода всем инстанциям на десять дней. Надо сказать, что нас принимали очень придирчиво, поскольку знали куда мы идем, и правильно делали.
Задержка произошла на четыре дня, поэтому путь на Волгоду пришлось сократить – на это уже не было времени. Прошли по Топорнинскому каналу до Кириллова. В Кириллове мы встретили ребят из Владимира, которые пытались из Владимира дойти до Санкт-Петербурга. От них мы узнали, что им удалось пройти только до Свирицы из-за неработающих лав на Новосвирском обводном канале. В Москве нам об этом никто не сказал. И из лоцманской службы Санкт-Петербурга мы получили «добро» на прохождение каналов. Так что это было для нас полной неожиданностью.
Мы продолжили свой маршрут: дошли до Кубенского озера, вернулись по Топорнинскому каналу в Волго-Балтийский канал, зашли в Белозерск, обогнули Онежское озеро по Онежскому каналу, затем остановились в Мандрогах. Там мы провели совещание – возвращаться или что-то предпринимать? Иностранцы настояли на продолжении путешествия хотя бы до Свирицы. Там есть много интересных сооружений, например, Петровский маяк, куда нас отвезли на моторных лодках. А из Свирицы участников экспедиции на автобусах отправили в Санкт-Петербург.
Но и после этого мы не теряли надежды, три дня стояли в Свирице, проехались на машине по этим лавам, дошли до начальства, они пообещали поднять лавы. И мы решили не отказываться от этого маршрута, а просто немного его изменить – возить туристов теплоходом до Свирицы, а дальше на автобусах в Великий Новгород.
Очень интересно мы возвращались по Онежскому обводному каналу. На озере был шторм, все большие корабли стояли – мы шли, только нас к берегу постоянно прибивало. Этот вопрос решили тоже – попросили местных рыбаков на моторной лодке, и они зацепили нас за нос и выправляли его. Вот так мы шли в шторм.
Но потом у нас начались неприятности. «Ладога» смогла продать только половину путевок на наш теплоход. На обратном пути мы сели на мель на Свири, на ровном месте, после того как дождались лоцмана из Санкт-Петербурга. Он спокойно лег отдыхать, а вода в Свири начала катастрофически убывать. Нам нужно было спешить в Москву. Что-то произошло с рулем при неудачном повороте на Сизьменском разливе.
Вернувшись в Москву, мы в основном работали на прогулках. Совершили всего один дальний рейс – в Углич.

А.С.: Почему же не продались путевки?

Л.М.: Скорее всего потому, что стало невозможно пройти на теплоходе до Великого Новгорода. Маршрут до Свирицы для туристов оказался не столь интересен. Да и надо сказать, что и мы были полными «дилетантами от речного флота». Тем не менее, иностранные гости остались довольны нашим теплоходом его комфортом, уютом и кухней. Конечно, мы понесли крупные экономические потери, но получили бесценный опыт работы теплохода на малых реках.

А.С.: Но в этом году вы возвращаетесь к идее использования «Святителя Николая» не на прогулках, а на длительных рейсах по редким маршрутам…

Л.М.:Да, и уже используем. Мы решили действовать постепенно, шаг за шагом. Прошлой зимой мы подготовили внеочередной подъем теплохода теперь уже в Белом Городке. Осуществили его в мае месяце 2004 года, исправили все недоделки кимрского подъема 2003 года. Надо сказать, что в Белом Городке очень хорошо выдерживают сроки и договоренности и профессионально работают. Укрепили рули. Подготовили хорошую команду. Обучили своих двоих сотрудников в школе командного состава, пригласили опытного капитана. Получили хорошие консультации профессионалов Московского Судоходного отдела и Речного Регистра.
Сейчас мы предлагаем два маршрута – «Провинциальные Жемчужины» (Москва – Калязин – Кашин – Радонеж - Сергиев Посад - Дмитров - Москва) и «Родные Твердыни» (по маршруту Москва – Торжок – Тверь – Яхрома – Деденево – Дмитров – Москва). Правда, и в Торжок и в Кашин мы везем туристов на автобусе, грустно, по реке всего девятнадцать километров до Кашина, но она стала непроходима и для нашего теплохода. Из Дмитрова мы везем туристов или в Радонеж, или в Яхрому. Тем временем «Святитель Николай» идет по шлюзам, и на причале Икши туристы возвращаются на теплоход.
4 сентября исполняется 850 лет городу Дмитрову. Город необыкновенно красивый, с мостовыми, фонтанами, восстановленными древними памятниками. Мы подготовили новый однодневный маршрут выходного дня в Дмитров с посадочным размещением по каютам, с экскурсиями, завтраками и ужинами на теплоходе и обедом в Дмитрове, с посещением Яхромы и Деденева. Пока не знаем, как этот маршрут будет востребован.

А.С.: А как насчет маршрутов по Оке?

Л.М.: Очень хотелось бы пройти до Серпухова. Раньше, не так давно, суда ходили и до Владимира по Клязьме.

А.С.: А каковы ваши планы на будущее?

Мечтаем дойти до города русского сердца Кашина на теплоходе, там еще сохранился старый причал, дойти по Волге до Старицы, необыкновенно красивый древний город и особенно красив с воды. Но самое главное наше желание – это дойти до Владимира. Мне кажется, это будет очень интересный маршрут. По дороге во Владимир расположены такие города как Ковров, Вязники. К сожалению, в последние пятнадцать лет и на Клязьме, и на Оке, и на Верхней Волге за Тверью фарватер не чистился, нет обстановки, нет корректировки. Может, все как-то изменится к лучшему, и эти маршруты будут снова востребованы. Конечно, без серьезной государственной политики восстановления судоходства на малых реках к малым городам никак не обойтись. Надеемся и ждем. Говорят, если очень захотеть и что-то делать для этого – мечты сбываются.
Самыми главными нашими проектами остаются паломнические маршруты, а пока мы просто – путешествуем.

А.С.: Спасибо вам за интересную беседу и удачи вам во всех начинаниях!


Москва, 9 июля 2004 года

Использованы фотографии, предоставленные компанией "Патерик", а также фотографии с сайтов "Русский клуб велопутешествий" и "Дмитров.ру"

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов