Елена Бондаренко, генеральный директор туристической компании "Латти":
КРУИЗНЫЙ РЫНОК НАДО РАЗВИВАТЬ СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

 В 2002 году на рынок операторов российских речных круизов пришла петербургская компания "Латти" со своим круизным продуктом, который сразу привлек внимание туристов и агентов. В конце 2002 года компания поставила трехпалубный теплоход "Очарованный Странник" на самый популярный маршрут Москва – Санкт-Петербург – Москва, а в 2004 году к нему добавится теплоход "Кабаргинъ", который выйдет на круговой маршрут Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Компания "Латти" работает в области речных круизов уже много лет. Рассказывает ее директор Елена Бондаренко:

Люди, которые создали компанию «Латти», встретились пятнадцать лет назад в круизном отделе ленинградского бюро молодежного туризма «Спутник». То есть мы работаем в области туризма достаточно давно. А десять лет назад была создана компания «Латти», и с тех пор она работает в разных качествах, но неизменно на круизном рынке.

Два года назад мы начали операторскую деятельность. Профессионально и психологически мы давно были к ней готовы. Мы занимались операторской деятельностью еще в «Спутнике», а часть нашего коллектива раньше работала в пассажирском порту Санкт-Петербурга, когда там существовало туристско-экскурсионное бюро. Это бюро организовывало и продавало круизы на Валаам, в Москву. Так что операторская деятельность не была для нас новой задачей. И поэтому когда от «Невской пароходной компании», которая стала обладателем двух теплоходов 588 проекта, последовало такое предложение, мы им воспользовались и появились на рынке уже в качестве туроператоров.

С чего вы начали?

Когда у нас появился первый теплоход, это был «Очарованный странник», мы начали думать, на каком рынке можно его использовать. На тот момент направление Санкт-Петербург – Москва нам показалось наиболее перспективным. Тогда, в 2002 году, в связи с уходом с этого направления теплохода «Родина» имелась такая ниша на рынке. Компания «Русские круизы» сочла необходимым поставить «Родину» на более короткие круизы, а поток туристов за три года работы теплохода на этом маршруте был образован. Мы положили на этот спрос новый теплоход, и это оправдало себя. Другое дело, что поскольку этот маршрут пользуется стабильной популярностью, на него приходят другие теплоходы, на нем становится теснее. Поэтому нам в какой-то степени работать стало сложнее.

Поэтому второй теплоход, "Кабаргинъ", вы решили поставить на линию Нижний Новгород – Санкт-Петербург?

Да, именно в силу того, что линия Санкт-Петербург – Москва оказалась достаточно насыщенной, а ставить второй теплоход на ту же линию и конкурировать с самими собой мы не хотим. Спрос на длинные маршруты в Санкт-Петербурге хоть и не является серьезным и стабильным, но все же существует. И мы считаем, что классический маршрут на Волгу до Нижнего Новгорода себя оправдывает в силу двух причин. Во-первых, у него оптимальная продолжительность. Во-вторых, нижегородский рынок речных круизов – это тоже серьезный рынок, а мы загружаем теплоход «Кабаргинъ» не только в Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде. На нижегородском рынке уже давно раскручен маршрут в Санкт-Петербург, а санкт-петербургский рынок более богатый. Мы рассчитываем, что пассажиров из обоих городов на борту будет примерно поровну.

Мы делаем все возможные шаги для того, чтобы максимально расширить количество потенциальных клиентов. Например, предлагаем туристам не только полные круизы, но и маршруты в одну сторону. Круизы на теплоходе «Кабаргинъ» мы продаем не только в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, но также в Ярославле, Костроме и Петрозаводске. Даем возможность нашим туристам приобретать путевки без питания. Предоставляем все возможные скидки детям, даем сезонные скидки. Я думаю, что по соотношению «цена-качество» у нас оптимальные маршруты. Они достаточно экономные, на них нет лишних стоянок. Круиз Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Санкт-Петербург может длиться не двенадцать, а пятнадцать дней, но это поднимет стоимость путевки.

На маршруте Москва – Санкт-Петербург уже трудно придумать что-то новое. Предлагаете ли вы какие-то новинки в этом году?

В этом году закончено строительство причала в Лодейном Поле, и оба наших теплохода теперь туда заходят. На сегодня стоянка в Свирьстрое несколько приятнее, там уже создана туристическая инфраструктура, туристы, которые не едут на экскурсию в Александро-Свирский монастырь, могут самостоятельно погулять по поселку. А в Лодейном Поле туристам пойти особенно некуда. Так что замена Свирьстроя Лодейным Полем на этом маршруте удобна скорее не нам, а с точки зрения разгрузки Нижнесвирского шлюза. Но ведь мы делаем общее дело.

А какие остановки на этом маршруте наиболее популярны?

Длинный маршрут, который не включает в себя заходы на Валаам и в Кижи – это маршрут, который нельзя продать.

Теплоходы "Очарованный Странник" и "Кабаргинъ" в этом году прошли дополнительную реконструкцию…

Да, в этом году теплоходы прошли колоссальную реконструкцию. Второй этап реконструкции оказался более масштабным, чем первый. Многие каюты на средней и шлюпочной палубах реконструированы по принципу "из двух кают одна". При таком объединении получаются большие каюты с санузлами. Кстати, санузлы на наших теплоходах не такие, как на других судах. Это полноценные туалетные комнаты – с душевыми кабинами и новой сантехникой. Теперь, учитывая предыдущую реконструкцию, на "Очарованном страннике" имеются 50 мест с удобствами, а на "Кабаргине" – 30 мест с удобствами. Такой подход, конечно, сказывается на пассажировместимости теплоходов, но зато пассажиры выигрывают в комфорте.

Сейчас оба теплохода стоят в затоне под Нижним Новгородом, и очень жаль, что мы не можем показать их нашим клиентам.

На теплоходах работают очень опытные капитаны. Николай Николаевич Горбунов с "Очарованного странника" раньше работал капитаном на "Зосиме Шашкове". Владимир Иванович Курочкин, капитан "Кабаргина", много лет командовал теплоходом "А.И. Герцен". Мы ими очень довольны.

Какова культурная программа на борту ваших теплоходов?

Еще в прошлом году мы пришли к тому, что просто приглашать на борт артистов, чтобы они давали какие-то концерты, не так интересно, да и публика в столицах достаточно избалованная. И мы пошли по пути создания интерактивной программы, в которой туристы сами принимают большое участие. Мы разрабатываем сценарии вечеров, праздников, других мероприятий, и эти сценарии на борту судов осуществляют профессиональные артисты, активно вовлекая людей в процесс совместного творчества. Мероприятия, которые проводятся на борту, мы стараемся делать не очень традиционными. Давая задание на разработку сценариев, мы просим исключить традиционные "Праздник Нептуна", конкурс "Мисс круиз". Сценарии у нас разнообразные, и рассчитаны они как на взрослых, так и на детей.

Кроме того, на оба теплохода мы приглашаем профессиональных преподавателей танцев. За 10-12 дней путешествия люди с удовольствием чему-то учатся. В обычной жизни им трудно найти время для таких уроков, а на теплоходе у них появляется такая возможность.

В прошлом году круизы на "Очарованном Страннике" привлекли к себе внимание еще и почти демпинговыми ценами...

В 2003 году мы ставили цель зарекомендовать себя, привлечь к себе внимание. Я бы не назвала наши цены демпинговыми, но они находились на нижней планке. Теперь, когда теплоход "Очарованный странник" достойно себя показал, мы имеем возможность держать среднерыночные цены. Совсем низкие цены мы не можем себе позволить, потому что нам надо компенсировать снижение пассажировместимости теплоходов и оправдать существенные вложения в их реконструкцию. Кстати, теплоход "Очарованный странник" продолжает работать на российском рынке, но теоретически к нему в скором времени может появиться интерес и за рубежом.

Елена Евгеньевна, ни для кого не является секретом непростая ситуация, сложившаяся в этом году с речными круизами в Санкт-Петербурге, когда путевки на одни и те же теплоходы начали независимо продавать две компании. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Мы скорбим по поводу любого скандала на рынке речных круизов. С моей точки зрения, эта ситуация негативно повлияет на весь круизный рынок.

Если туристические агентства еще могут разобраться, с каким теплоходом можно работать, а с каким опасно, то для клиента достаточно пострадать на одном теплоходе, чтобы на долгое время у него вообще отбилась охота путешествовать по рекам. Статьи в прессе о том, что кого-то не посадили на какой-то теплоход, скажутся на всех немедленно. Не стоит думать, что кого-то это не касается. Так что мы заинтересованы в как можно более раннем и безболезненном решении проблемы. Если бы от нас что-то зависело, мы сделали бы все для стабилизации ситуации.

Что Вы хотели бы пожелать посетителям портала "Инфофлот"?

Я, конечно, являюсь патриотом такого вида отдыха, как круиз, и порекомендовала бы всем хотя бы попробовать, что это такое. А своих коллег хочу призвать к пониманию того, что мы делаем общее дело, и круизный рынок нам надо развивать совместными усилиями.

Удачи вам в навигации 2004 года!

Беседовал Александр Соснин

Санкт-Петербург, 14 апреля 2004 года

Использованы фотографии с сайта компании "Латти" и речного портала "Инфофлот"

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов