"КОНФЕРЕНЦИЯ СОСТОЯЛАСЬ!"

Краткий отчет и впечатления от Первой Всероссийской конференции любителей речного флота, прошедшей на борту теплохода "Иван Кулибин" 10-13 сентября 2003 года на маршруте Москва - Ярославль - Кострома - Плес - Кинешма - Нижний Новгород.

Опубликовано 10.11.2003 Сегодня -

Да, теперь можно с уверенностью сказать – то, что казалось еще год назад фантастическим, удалось осуществить группе энтузиастов и любителей речного флота, объединившихся в интернете на портале "Российский Речной Флот и туризм (Инфофлот)".

 

Сначала коротко о том, как такая идея возникла.

 

В процессе долгого общения с помощью интернета в ходе совместной работы над проектом INFOFLOT.RU возникла идея поехать как-нибудь вместе на теплоходе, выбрав удобный для всех рейс. Например, купив каждый для себя билеты на «возвратный» осенний (Москва – Нижний Новгород) рейс одного из судов транспортной линии. И в ходе рейса обсудить все накопившиеся вопросы, обменяться мнениями. Пригласить туда как можно больше единомышленников. Идея долгое время носила рабочее название "тематический круиз", то есть круиз, посвященный одной общей теме: "Речной флот. Прошлое, настоящее и будущее".

Общаясь только между собой, любители речного флота тоже могут узнать много нового. Но гораздо более интересным показалось пригласить в этот круиз и профессионалов, легендарных речников, которые сами, своими руками творили историю речного судоходства. Мы это сделали. Конечно, при этом отыскали и пригласили далеко не всех. В будущем мы обязательно расширим круг приглашенных, причем не только с Волги, но и с других больших и малых российских рек.

Вот так и возник проект конференции любителей речного флота.

Работа над подготовкой такой конференции - это отдельная тема. Было много предложений, обсуждений, споров. Временами казалось, что у нас ничего не выйдет. Мы же не профессионалы, каждый из нас довольно напряженно работает по своей профессии, а речной флот - это только увлечение. Но такое увлечение, которое давно уже стало большой частью жизни.

Один из основных вопросов при организации любого мероприятия - финансовый. Этот вопрос решили так: средства на проведение конференции энтузиасты собрали, "скинувшись", а недостающие деньги добавила туристическая компания "Инфофлот". Выбор теплохода не составил большого труда. У нас уже были хорошие контакты с капитаном "Ивана Кулибина" Сергеем Арсентьевичем Селезневым, который, узнав о наших планах, сразу пообещал всяческую поддержку со своей стороны. Капитан не только сдержал свое слово, но и внес большой вклад в подготовку мероприятия, за что ему большое спасибо.

 

Хроника конференции

 

И вот - 10 сентября 2003 года, Москва, 21-30. Теплоход с участниками конференции отправился в рейс. На причале собралось множество людей. Это нас пришли проводить любители речного флота, постоянные посетители портала «Инфофлот», которые не смогли отправиться с нами. А через полчаса участники конференции были приглашены на ужин в ресторан теплохода, где капитан теплохода Сергей Арсентьевич Селезнев поднял тост за успешное начало конференции. Время позднее, все разошлись по каютам. Конференция начнет свою работу утром.

 

11 сентября 2003

 

Первая нештатная ситуация: из-за тумана наш теплоход всю ночь простоял у стенки шлюза № 6 канала имени Москвы. Возможно, придется перекраивать расписание конференции, но пока можно работать по плану.

Слово для открытия конференции было предоставлено, разумеется, капитану. Сергей Арсентьевич поблагодарил всех собравшихся за согласие принять участие и пожелал плодотворной работы.

Затем состоялось выступление Станислава Александровича Парфенова, известного московского коллекционера и историка речного флота. Он рассказал об истории развития речного флота от первых суденышек до современных гигантов, и проиллюстрировал свой рассказ многочисленными фотографиями. Станислав Александрович за свою жизнь собрал самую большую в мире коллекцию материалов по советскому и российскому речному флоту. В этой коллекции – и десятки тысяч фотографий, и разная литература, и картотека речных судов, в которой прослеживается история каждого корабля.

После перерыва участники решили перебраться из кинозала на свежий воздух, так как погода наконец разгулялась.

Несмотря на то, что "лето вернулось", рабочий настрой участников не угас. Галина Павловна Абаева, директор еще создаваемого в те дни музея Волжского пароходства, провела обсуждение его концепции. Многие присутствующие отметили, что за очень короткий срок Галине Павловне удалось собрать и систематизировать большое количество ценных материалов для экспозиции музея. Обсуждение прошло очень живо, много исторических фактов было уточнено. В ходе дискуссии Галине Павловне было дано много советов по составу и оформлению экспозиции. Возникли даже споры на тему того, что должно в нее входить. И уже ровно через месяц после конференции музей открылся в здании Речного Вокзала в Нижнем Новгороде.

После обеда Александр Иванович Шашин, старший капитан затона Память Парижской Коммуны, бывший капитан теплохода «Сергей Лазо», познакомил участников конференции со своими работами. За десять лет Александр Иванович собрал данные практически по всем судам, работавших в Волжском бассейне начиная с XIX века – с техническими данными, переименованиями и местами работы. Такого уникального материала больше нет нигде. Надеемся, что скоро этот материал станет доступным всем желающим – по крайней мере, Александр Иванович охотно поделился им с авторской группой «Инфофлота». Александр Иванович также известен как собиратель разных интересных или просто забавных историй и баек из жизни речников и хороший рассказчик.

Потом Юрий Андреевич Самарин, старший ревизор финансового отдела Волжского пароходства, ознакомил собравшихся с историей переименований пассажирских Волжских судов и списком капитанов, в разное время этими судами командовавших. Эти факты порой вызывали жаркое обсуждение волжских ветеранов, которые помогли кое-что добавить и уточнить.

Несмотря на опоздание, состоялся обещанный "сюрприз" для участников конференции - экскурсия по шлюзу № 2 канала имени Москвы, которую для нас организовали и провели работники шлюза Александр Иванович Гришин, Владимир Степанович Горобец и их коллеги. Очень удачно, что именно в этот момент в камеру шлюза со стороны Волги вошел состав с подводной лодкой, буксируемой для создания на ней музея в Москве. В ходе экскурсии участники конференции и присоединившиеся к ним пассажиры теплохода осмотрели операционные залы и помещения шлюза и насосной станции.

Поздним вечером наш теплоход вышел наконец в Волгу, имея суммарное отставание от графика почти 13 часов. На траверзе остатков парохода "Рязань" был запланирован ритуал памяти судов, не доживших до наших дней. Однако в темное время суток и после полуночи это мероприятие проводить было нельзя, и оно было перенесено.

Вечером в кинозале состоялся просмотр фильма о судоходстве на Дунае, об истории строительства гидроузла на этой величайшей реке Европы, и с большим интересом выслушали комментарии Алексея Сёмина, одного из участников конференции, приехавшего из Украины.

 

12 сентября 2003

 

Немного непривычно было наблюдать Рыбинское водохранилище при рассветном освещении, ведь пассажирские суда редко здесь бывают в это время суток. За ночь теплоход немного сократил отставание от графика, к тому же стоянка в Угличе в 5 утра была отменена. Однако мало кто надеялся, что в Нижний Новгород теплоход придет вовремя.

На утреннем заседании первым выступил Владимир Михайлович Цыбин, Саратовский историк-краевед, известный в том числе своими книгами по истории речного флота. Владимир Михайлович рассказал нам о разных фактах из истории волжского флота, и не только об этом. А потом он передал слово своему другу и коллеге Владимиру Федоровичу Кравченко, который рассказал о своих уникальных походах по Волге на маленькой лодке под парусом.

Владимир Васильевич Пермяков, бывший начальник пароходства «Волготанкер», а ныне директор музея «Волготанкера», познакомил нас с историей нефтеналивных перевозок в России и Советском Союзе. Владимир Васильевич и сам делал эту историю, будучи капитаном танкера, а затем в течение многих лет возглавляя «Волготанкер».

После обеда по прибытии в Ярославль в работе конференции был назначен перерыв. Участники пошли гулять по городу, тем более что погода стояла совсем летняя.

После отправления из Ярославля слово было предоставлено Юрию Васильевичу Мидову, капитану-наставнику Волжского пароходства, бывшему начальнику управления пассажирских перевозок Волжского пароходства, бывшему капитану теплоходов «Капитан Рачков» и «Леонид Соболев». Юрий Васильевич рассказал о разных интересных фактах своей биографии. В конце 50-х годов он, молодой штурман теплохода «Рылеев», участвовал в перегоне каравана трехпалубных судов на Волгу. А много позже, возглавляя экипаж «Капитана Рачкова», Юрий Васильевич создал клуб юных капитанов, воспитавший многих волжских капитанов и штурманов. Ну а в нелегкие 90-е годы, возглавляя управление пассажирских перевозок пароходства, Юрий Васильевич искал новые методы работы, делал все, чтобы пассажирский флот был востребован.

Ровно в 19-00 заседание конференции было прервано. Все участники конференции  и пассажиры теплохода вышли на палубу. Теплоход остановился на границе судового хода. Из рубки спустился капитан.

"Теплоходы - они как люди"- начал Сергей Арсентьевич. "Некоторые живут ярко, стремительно, а другие - незаметные работяги. Одни погибают в бою как герои, другие тихо умирают в затонах…" Такой ритуал памяти судов, без которых невозможно представить себе историю Волги, а следовательно и России, проводился впервые. В воду ложились цветы, а "Кулибин" гудел - как плакал. И описывал круг… А гудок этот печальный летел над всеми живописными берегами между Ярославлем и Костромой, над закатным небом, над ковром из красных гвоздик на воде, ставшей вдруг абсолютно гладкой…

После получасовой стоянки в Костроме состоялось еще одно запоминающееся мероприятие. Капитан Селезнев пригласил всех на чай в нижний салон ресторана. Трудно передать словами эмоциональную атмосферу этой встречи!

Сергей Арсентьевич рассказывал о своем жизненном пути, на примере своей судьбы он поведал о том, как мальчишки из поселка Память Парижской Коммуны становятся капитанами Волжского флота. Капитан читал стихи, в том числе и собственного сочинения. Присутствующие с трудом сдерживали слёзы, когда Сергей Арсентьевич рассказывал о трагической судьбе своих друзей детства. А когда Юрий Васильевич Мидов, возглавлявший в те годы школу юных капитанов, приводил примеры забавных случаев из жизни школы, в том числе и с участием юного Сережи Селезнева, зал взрывался хохотом. Пели флотские песни, Станислав Александрович Парфенов с чувством исполнил "Сормовскую лирическую", а Владимир Василевич Пермяков немедленно ответил на неё  Самарской пародией на ту же песню.

А "Кулибин" тем временем "как бы сам собой" стремительно наверстывал отставание в расписании. Наверное, это тоже своего рода "фирменный стиль" настоящих Волжских капитанов - сидеть с пассажирами в салоне, улыбаться, развлекать их стихами, будучи абсолютно уверенным в своей машине, и самое главное - в людях, которые этой машиной управляют. Когда кто-то из присутствующих спросил, придем ли мы вовремя в Нижний, Сергей Арсентьевич, показалось, даже немного обиделся на такой вопрос. "Мы будем в Нижнем Новгороде по расписанию", - коротко ответил он. И действительно, мы прибыли в пункт назначения на полчаса раньше срока.

 

13 сентября 2003

 

Заключительный день работы конференции. Утром мы уже входим в Городецкий шлюз.

Борис Васильевич Курылев, коллекционер из Санкт-Петербурга, познакомил нас со своими работами по изучению истории речного флота. Это множество интересных и пока не опубликованных материалов.

Затем слово попросил Александр Желтиков, энтузиаст и собиратель истории речного флота из Москвы. Он рассказал присутствующим о судьбе некоторых старых пароходов, которые еще можно было спасти буквально несколько лет назад. Он зачитал, и предложил присутствующим подписать письмо с призывом принять участие в судьбе парохода "Ломоносов", который в настоящее время находится в затоне Жуковской БТОФ. Александр Иванович Шашин дал короткую справку о состоянии парохода и перспективах его восстановления. По единодушному решению собравшихся, письмо было подписано и несколькими днями позже отправлено представителю Президента в Приволжском Федеральном Округе. Впрочем, когда писались эти строки, до нас дошло известие о том, что пароход «Ломоносов» сгорел и восстановлению уже не подлежит. Еще одним историческим судном на Волге стало меньше.

После этого состоялось торжественное закрытие конференции. Александр Соснин поблагодарил гостей и участников конференции. Гостям конференции и капитану теплохода были вручены памятные сувениры. Состоялось общее фотографирование.

Ну а дальше была теплая встреча с друзьями в Нижнем Новгороде, обмены адресами и телефонами, разъезд участников по домам.

Вот такая у нас получилась первая конференция. Что-то не учли, что-то не доделали. Не хватало времени, приходилось сокращать интересные выступления, ограничивать вопросы и ответы… Все это надо будет учитывать при организации следующих конференций. А они теперь обязательно будут, потому что самый главный вывод - такие встречи очень нужны. Размещения материалов и работы в интернете недостаточно, нужно встречаться с людьми, слушать, записывать, ловить каждый миг истории Волги. И не только Волги. Таково было и единодушное решение участников конференции.

 

В заключение хотелось бы поблагодарить:

 

- Александра Соснина, главного "мотора" конференции, прежде всего за то, что у него хватило настойчивости убедить нас, что проведение такого мероприятия вполне реально, и за все огромные усилия по организации и приглашению гостей;

- судоходную компанию "Волжское пароходство", лично капитана Сергея Арсентьевича Селезнева и весь экипаж теплохода "Иван Кулибин";

- туристическую компанию "Инфофлот" из и лично ее генерального директора Александра Сахарова за финансовую поддержку и помощь в решении организационных вопросов;

- группу энтузиастов речного флота, творческий коллектив и посетителей интернет-портала "Инфофлот": Сергея Макарова, Владимира Минаева, Андрея Михайловского (директора-распорядителя конференции), Андрея Рассамахина, Александра Сахарова, Алексея Семина, Александра Соснина, Инессу Чернявскую, Алексея Яблонского за внесенные денежные средства на проведение конференции;

- всех наших гостей, согласившихся принять участие в конференции и выступить на ней – Юрия Васильевича Мидова, Станислава Александровича Парфенова, Владимира Васильевича Пермякова, Юрия Андреевича Самарина, Владимира Михайловича Цыбина, Александра Ивановича Шашина;

- начальника Яхромского района гидросооружений канала имени Москвы Александра Сергеевича Гришина, главного инженера Владимира Степановича Горобца и их коллег за интересную экскурсию по шлюзу;

- всех тех, кто провожал нас в Москве и встречал в Нижнем Новгороде, кто не смог по разным причинам поехать с нами, но переживал за нас и желал успеха конференции.

Фоторепортаж с конференции >>>

Страница конференции >>>

Москва - Санкт-Петербург, сентябрь-октябрь 2003

© INFOFLOT.RU

Использованы фотографии © Сергея Петухова

вверх
на главную
 

Предыдущая публикация:

Следующая публикация:

Алексей Сёмин

Очарованные временем

ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ «ИНФОФЛОТ» - ИТОГИ 2003 ГОДА

Авторская группа портала рассказывает о своей работе

Газета "Флот и Круизы". Вестник "Инфофлота".

Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов

Пишите нам: sosnin@integral.spb.su

Designed by EgopbI4