Александр Лоров:

24 навигации на «Родине»

 

Марина Лапшова беседует с капитаном теплохода "Родина" Иртышского речного пароходства Александром Лоровым

 

 

Александр Иванович, расскажите про особенности линии Омск – Салехард

 

Эта линия самая протяженная в нашем пароходстве – 2714 км. Раньше мы ходили туда и обратно по маршруту Омск – Салехард, но в прошлом году по просьбе руководства Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов наш маршрут изменили, и теперь у нас есть еще и рейс Тобольск – Салехард. Это было сделано из-за того, что линия пользуется большим спросом у местного населения. А в Омске зачастую раскупаются все билеты, и жители отдаленных районов не могут воспользоваться теплоходом.

 

Стоянок у нас практически нет, и ходовое время занимает 88 процентов рейса. Линия работает с июня по сентябрь и перевозит 5,5 - 6 тысяч человек за навигацию.  Наибольшая загрузка в начале лета – отток на южные курорты с севера и в конце лета – возврат к школе.

 

Линии уже больше шестидесяти лет. Раньше здесь ходило 8 теплоходов, но, к сожалению, их количество постоянно сокращается. Лет пять-шесть назад стоял вопрос о закрытии линии. Но начали поступать обращения от местных жителей, в госдуму отправили запрос… Линию нельзя закрывать – это Крайний Север, в некоторые поселки вообще не доберешься по земле, ибо дорог нет. Авиасообщение дорого, тем более если надо перевезти какой-нибудь груз. В Москве встал вопрос, чтобы отключить дотацию… в итоге ее проплатили округа, около 9 миллионов рублей на топливо на три теплохода («Родина», «Чернышевский» и «Механик Калашников»). Если дотации не будет, то стоимость билета нужно будет поднять примерно до пяти с половиной тысяч рублей, а кто же за такие деньги поедет?

 

Раньше мы ходили с 23 мая по 11 октября, а сейчас последний рейс из Омска отправляется 17 сентября, и все. А ведь когда-то рейсы были через двое суток… Сейчас специально ввели четвертую категорию мест. На подходе к пристаням я всех сразу предупреждаю, что мест на теплоходе нет, а куда им деваться… Всегда стараемся всех взять, но это невозможно. Многие берут билеты из Омска, а садятся по ходу, чтобы хоть с местами ехать. Официально посадочных мест на теплоходе 197, из них 67 – общий трюм. А так нам разрешено брать до 276 пассажиров. Ну вы же видите, что в проходах творится и на палубах. Хорошо, когда тепло, а в сентябре ночью уже начинаются первые заморозки, тогда на палубе совсем не сладко становится. К тому же пассажиры из первого класса не хотят, чтобы у них под окнами кто-то сидел и спал, они ведь много денег заплатили.

 

Очень много грузов пассажиры перевозят, ведь на материке все дешевле: холодильники, мягкую мебель, даже картошку везут. Постоянно возим медикаменты. Вот сейчас в видеосалоне везем… силикон. В последний рейс всегда везем картошку. Многие просто родственникам передают что-либо. Ниже Березова есть четыре больших поселка, так вот с ними связь – только наши теплоходы. А так конечно тут ходят «Метеоры», но в них же много не загрузишь. Бывает, что нам что-то грузят, а сами летят на самолете и потом встречают и забирают. Сейчас у нас осадка 2,3 метра, а положено 2,2. Из-за этого даже отказались от дополнительного груза. В районе Горно-Правдинска нам сказали, что глубина 1,8 метра всего, «Чернышевский» там почти двое суток потерял и мы стоять будем, ждать земснаряд…

 

Сам теплоход 1956 года постройки, и сейчас постоянно приходится делать ему ремонт прямо на ходу. Стоянка у нас в Омске 28 часов, приходится что-то успевать за это время. Сейчас нам уже надо менять двигатель и делать эстетический ремонт в первом классе. Постоянно у нас на практике студенты Омского речного училища, вот они и помогают ремонтировать судно на ходу, рубку вот, например, красить. Правда, краски сейчас оставляют желать лучшего, приходится часто потом доделывать.

 

Александр Иванович, расскажите немного о своей судовой биографии

 

На «Родине» я уже 24-ю навигацию, на следующий год будет юбилей. Сначала закончил Омское Речное Училище, потом Новосибирский Институт Речного Транспорта, ну и курсов еще много различных прошел. Мы и сейчас постоянно кого-то на курсы отправляем из команды. Сам я начал ходить с 16 лет на теплоходах, сначала на Тихоокеанском флоте, потом вернулся обратно. Работал раньше на «Космонавте Гагарине». Он ходил с туристами по маршруту Омск – Салехард – Тюмень – Новосибирск. Даже помню рейс, когда на борту специально были туристы – представители всех пятнадцати союзных республик. Экскурсии проводились везде. Я и сейчас стараюсь, чтобы стоянки побольше были, чтобы люди могли хоть по земле походить… Бывает подойдешь раньше, а диспетчер не пускает, так и стоим на рейде, ждем. Глупо… но это же все человеческий фактор.

 

Каковы особенности судоходства на Оби и Иртыше?

 

В верховьях Иртыша в начала мая всегда паводок, в Салехарде -  в начале июня. На юге лед частично тает, а частично его уносит на север. Бывает, что первый рейс идем вместе со льдом. Особенно часто раньше со льдом ходили, когда навигация у нас начиналась с 23 мая. Очень сильно поднимается уровень воды при паводке, кусты прямо по самую кромку в воде. Все низовые поселки жители сами укрепляют дамбами, чтобы не подмывало. В Тобольске вообще насыпь высотой 2,5 – 3 метра, и все равно дачи периодически затапливает.

 

Зато со временем вода спадает, и в августе и сентябре уже можно простоять на мели и потерять много времени. Из-за обмеления сейчас в Ханты-Мансийске дебаркадер перетащили на окраину города, сами увидите куда мы приставать будем. Они ведь когда делали причалы, не послушали, что мелко там будет в конце навигации и придется их переносить. У нас же вечная проблема, что одни решают, другие делают, а третьи – пользуются…Так же и со знаками навигационными, бывает, что на кривых и сложных участках их практически нет. А лампочки с бакенов рыбаки воруют. Кроме того, мы часто стоим из-за туманов, капитан не имеет права вести судно при плохой видимости.

 

А с сообщением здесь не очень хорошо. Ходят «Метеоры» и «Ракеты», от Тобольска до Ханты-Мансийска, например, всего два раза в неделю. Дальше можно добраться до Березово, а оттуда – до Салехарда. Вообще все расстояние от Омска до Салехарда можно пройти на скоростных судах, только вот стыковка не очень хорошая, и может оказаться, что надо сидеть и ждать больше чем одну ночь на пристани. Хотя вот сейчас из-за обмеления тут даже «Метеоры» не ходят, а ходят две «Линды». Но они маленькие очень… А на Оби бывают уже очень сильные волны, по мели они еще сильнее. Может и «Метеор» накрыть и стекла ему выбить – опасно.

 

А про пассажиров на рейсе что можете сказать, как обстоят дела с алкоголем?

 

Вообще я имею право снять с линии за нарушение общественного порядка. Постоянно происходят всякие неприятные случаи. Ну вы сами видели в Усть-Ишиме. Я когда подходил, сказал, что мест на теплоходе нет. Но всегда есть люди, купившие билет от Омска и садящиеся по пути. Они на жаре пока нас ждали (мы простояли четыре часа из-за тумана) пива напились, стали плохо соображать. Я сразу сказал, что возьмем всех, кому ехать надо, что пускай сначала с вещами заходят и заносят. Ну так нет. Они давай мешки свои кидать. И ведь кидают просто, без разбора. Говорю команде, чтобы назад выкидывали, ведь там мешаются они при швартовке. Люди не понимают, злятся. Пьяная там была одна, совсем невменяемая, ударила старшего штурмана по лицу. Пошли в милицию, составили протокол на нее, времени много потеряли. Другой мужик там пьяный был, мешки с картошкой помогал таскать, ну так видели наверное, что он на женщину упал. И постоянно подобное происходит. В прошлом году на жаре от алкоголя кому-то из провожающих плохо стало, так пришлось судовому медику выходить. Подождите еще, вот вечером будет пристань Малая Бича. Там вы еще не такое увидите.

 

Помню случай был, шел с нами мужик один, седой такой, вроде приличный, лет шестидесяти пяти. После Тобольска перезнакомился со всеми, потом очень много пил. Так вот он в душ пошел, вышел оттуда голый и зашел в каюту, где женщина была с ребенком… ну и получил шесть месяцев, правда условно.

 

Вообще, если рабочие едут на отдых или на заработки в начале лета, то потом вскоре они уже просятся назад, говорят, что денег нет, а там вроде как семья ждет и дети маленькие. Не беру я таких, интересно, а почему-то на водку у них всегда хватает…

 

 

Дополнение: пристань Малая Бича

 

Подошли в 22.30 по местному времени, вместо 18.00. Народу вроде было немного, однако контингент весьма специфический. Это потом у нас уже родилось, что «В Малой Бичи живут одни бичи…». Трезвого народа на пристани было обнаружено не больше пяти процентов. Поскольку ждали они теплоход уже долго, то успели изрядно накосомордиться. Теплоход встал нашим бортом, и напротив окна оказалась пара подростков лет по 12-14, которые, обращаясь к потенциальным покупателям исключительно матом, предлагали купить у них кедровые шишки. Но предлагали это не только они, но и большинство людей, находящихся на пристани. Шишки и орехи шли на ура. Постепенно заключались сделки и сбивались цены, дошло до 5 рублей за стакан. В какой-то момент два незадачливых продавца сильно подрались, неких личностей в совершенно невменяемом виде на теплоход сажать отказались…. И тут началось: изрыгая проклятия в адрес теплохода, его пассажиров и команды местные «добры молодцы» начали кидаться чем попало в теплоход, в результате чего одной женщине камнем попали в голову. Когда это наскучило, в ход пошли зажженные спички, которыми чуть не подожгли волосы маленькой девочке. Команда поспешно отдала швартовы, а капитан прогремел в рупор, чтобы пассажиры ушли с палубы во имя собственной безопасности.

Когда наконец отошли, к нам подошел капитан и спросил:

-                  Ну что, как вам обычаи местных?

-                  Ужасно, просто дикари какие-то!

-                  Если бы у меня никто не выходил, я бы даже и не остановился здесь. Это же не люди. Раньше была еще одна подобная остановка на Оби уже, я просил, чтобы ее отменили. Буду просить, чтобы в следующую навигацию этой остановки тоже не было. Если они не умеют себя по-человечески вести, то пусть как хотят, так и добираются… 

 

 

Теплоход «Родина», Омск – Салехард, 27 августа 2003 года

 

 

Использованы фотографии Марины Лапшовой.

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов