Рудольф Михайлович Шашин, капитан теплохода “Александр
Радищев”
Посадили
на борт туристов, и через три дня мы общая семья
Я окончил в 1962 году Горьковское речное училище, затем
институт инженеров водного транспорта. В прошлом году было 40 лет, как я на
флоте. И, конечно, это моя жизнь в полном смысле слова. У меня, конечно, есть
дом, но я всегда говорю: “У меня нету дома, а есть судно, на котором я плаваю
всю жизнь”. Рано или поздно придется сойти на берег, но трудно представить, что
я покину мостик капитана.
С иностранными туристами я работаю давно. В 1976 году я был
назначен на должность капитана теплохода “Александр Пушкин”. Линия у нас тогда
была небольшая по протяженности – от Казани до Ростова. В силу некоторых причин
многие города были у нас закрытые. Например, Самару, Саратов мы проходили мимо.
Мы всегда делали 12-14 рейсов за навигацию. В то время у нас были туристы из
многих стран. Я всегда после навигации подводил итог, и получалось в среднем 22
страны за навигацию. Туристов всегда поражала скромность экипажа. В то время ни
о каких чаевых, ни о каких долларах у нас не могло быть и речи. Тяга туристов
на Волгу повышалась из года в год.
Сейчас работать намного легче. Можно делать разнообразные
линии, скажем, из Москвы мы можем пойти с иностранными туристами на Нижний
Новгород, на Пермь, куда угодно. А тогда был только один маршрут – Казань –
Ростов. Конечно, и команда работает намного раскрепощеннее. В начале рейса мы
обязательно делаем презентацию, потом делаем презентацию в течение рейса, потом
делаем прощальный ужин. Туристам, конечно, это все очень нравится. А каждая
встреча с капитаном для них – это то, о чем они мечтают. Я ни в коей мере не
хочу ставить свою фигуру на высший уровень, но это так.
Я вспоминаю 80-е годы. На теплоходе “Александр Пушкин”
отдыхала Марта Шаляпина, дочь Федора Шаляпина. Каждый раз, когда я выходил, она
говорила: “Господин капитан, а мы с вами пойдем кофе пить?” Я хоть кофе и не
очень люблю, всегда шел с ней в бар и мы пили кофе. Ей было 78 лет. Она
говорила: “Я много стран объездила, а в Россию приезжаю, как в родной дом”.
Люди приезжают из разных стран, и они довольны. Я не о своем
теплоходе говорю, а в целом о фирме (“Волга-флот тур” - А.С.), которую
мы представляем. В московском филиале у нас восемь теплоходов, и нам многие
завидуют, что мы попали в этот филиал. Почему? Потому что директор филиала
Александр Александрович Трофимов – это человек, который действительно живет
судами. В прошлом году мы ходили с французами, сделали 12 рейсов. После
окончания навигации не было никаких замечаний от фирмы, которая нас фрахтует (Transtours - А.С.).
В начале 90-х Вы были назначены
капитаном на теплоход, который так и не пришел в Россию…
В 1991 году я был командирован в Германию для получения
нового теплохода. Эти теплоходы начали строиться еще в ГДР, а заканчивали их
строительство уже в Германии. Теплоходы были построены на верфи Бойценбург, а
доводились до окончательного принятия под российский флаг уже в городе Висмар.
Это были очень комфортабельные теплоходы. Достаточно сказать, что трехместных
кают на них не было, были только каюты “люкс”. Очень много было баров, две
сауны, тренажерный зал, в общем, это было то, о чем мы мечтали. Когда я пришел
на этот теплоход, я был очень доволен. Было много радости – получить под командование
такой теплоход! Назывался он “Аркадий Гайдар”. В то время его внук был у
власти.
Я прожил в Германии полтора года, каждый день ждал, что
будут подписаны соответствующие бумаги. Но в те бурные дни у правительства не
хватило денег, чтобы выкупить теплоходы. Мы были даже на приеме у Гайдара, но
он категорически отказался дать финансирование. И теплоходы были погружены в
доки – в один их погрузили два, в другой – один – и ушли в Китай. Это были
“Станюкович”, который должен был идти в Московское пароходство, “Аркадий
Гайдар” для Волги и “Александр Грин” - для Ростова. Так мы потеряли три
теплохода, которые бы внесли большую лепту в нашу работу, но, как говорится,
увы и ах, мы были беспомощны.
Был ли четвертый теплоход, постройку которого так и не
закончили?
Нет, четвертого теплохода не было, только эти три. Меня
приглашали в Китай обучать их команды, но я отказался. Говорили, что их
планировали выкупить обратно, но я сомневаюсь, что их выкупят. У судоходных
компаний сейчас нет таких огромных средств.
Вы командовали теплоходом “Александр Суворов” после того,
как он вернулся в строй после аварии…
Я сам участвовал в восстановлении “Суворова”. Я должен был
ехать в Германию за другим теплоходом, но был назначен министром Багровым
капитаном на “Суворов”. По плану он должен был восстанавливаться в
Чехословакии, но на Дунае был очень низкий уровень воды, и по своей осадке
“Суворов” не мог туда пройти. Поэтому ремонт проходил в городе Килия. За
полтора месяца восстановили теплоход. Судостроительная верфь в Комарно спустила
все необходимое на баржах – рубку, шлюпки, все остальное. Все собрали очень
быстро и качественно.
В министерстве были дебаты о том, менять название теплоходу
или не менять. Меня министр об этом спрашивал. Я сказал, что не вижу в этом смысла
– здесь не название было виновато, а обслуживающий персонал, который нес вахту.
Остановились на том варианте, чтобы оставить название.
5 июня 1984 года мы пришли в Горький и пошли в первый рейс с
туристами. Все знали, что была авария. Меня об этом спрашивали на первых
встречах, я отвечал то, что знал. Мы тоже думали, что туристы на теплоход не
пойдут, но туристов каждый рейс у нас было под завязку – 400 человек, и они
чувствовали себя комфортно. Потом мы перешли в Московский совет по туризму,
потом обслуживали Коми ССР, Самару, и до сих пор теплоход благополучно
работает.
Почему теплоход решено было передать после аварии из
Волго-Донского в Волжское пароходство?
Я думаю, это было в первую очередь обосновано тем, что
основные пассажиры у него были из Ростова и соседних городов. Но изначально он
предполагался для Волги, принимать его ездила наша команда, а когда его
перегнали в Ростов, созрело решение оставить его там.
Сейчас ваш теплоход “Александр Радищев” работает на линии
Москва – Санкт-Петербург. Существует ли какая-то специфика этой линии для
судоводителя?
Конечно. Линия от линии отличается. Конечно, судоводителю
намного проще работать на Волге. А здесь мы переходим из одного канала в
другой. Здесь очень интенсивное движение. Нужно проходить два больших озера –
Онегу и Ладогу, бывает у нас и штормовая погода, и приходится решать много
задач. Идеальный вариант, конечно, работать на линии Волгоград – Саратов – иди
себе по водохранилищу…
Приходилось ли вам работать на транспортной линии?
Приходилось, будучи помощником капитана на теплоходе
“Генерал Н.Ф. Ватутин”. Что такое скорая линия? Это и перевозка грузов, и
командировочных – скоростной флот тогда не был в большом развитии. Там надо
было трудиться намного шустрее. Подходишь к какой-нибудь мелкой пристани, и
надо погрузить тонн двести картошки за час. Душа болела – грузы надо было
перевезти, пассажиров, и выполнить план. А на туристической линии как такового
плана не было. Посадили туристов, и через три дня мы все друг друга знаем, мы
уже общая семья.
Москва, 23 февраля 2003 г.
Беседовал Александр Соснин
Газета "Флот и
круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного
разрешения их авторов