Александр Соснин беседует с капитаном теплохода «Максим Литвинов» Александром Тараненко
Теплоход «Максим Литвинов» – самый новый пассажирский лайнер
круизной компании «Ортодокс». Теплоход работает на популярной линии Москва –
Санкт-Петербург, а в начале и в конце сезона традиционно совершает круизы по
маршруту Ростов-на-Дону – Москва и обратно. Капитан теплохода Александр
Тараненко в 1978 году закончил Ростовское речное училище. По окончании училища
работал на грузовых судах, в 1982 году перешел на пассажирский флот, где
начинал вторым штурманом на теплоходе «Дунай». В 1991 году принял в Германии
теплоход «Максим Литвинов», с тех пор работает его капитаном.
Как начиналась биография теплохода, ведь он не сразу
пришел в Россию?
Флаг на нашем теплоходе был
поднят 7 апреля 1991 года. Тогда были не лучшие времена для российского речного
флота. То, что теплоход был сдан в эксплуатацию весной, создало некоторые
трудности, потому что время для заключения контракта было уже упущено. А надо
было начинать работать. И пароходством было принято решение попытаться
использовать это судно в Европе как гостиницу.
Первое, что было предпринято
пароходством – это был заключен контракт с шотландской фирмой. Теплоход
совершил переход через Северное море и прибыл в Шотландию. Но работать мы там
не смогли. Пришлось возвращаться назад. Направляясь в Россию, мы проходили
немецкий порт Росток, где были приглашены в качестве временной гостиницы на
период проведения Балтийской парусной регаты. Это «временно» растянулось на три
года. Только в сентябре 1994 года «Максим Литвинов» прибыл в Ростов-на-Дону, а
с 1995 года работает на российских внутренних водных путях. Основной наш
маршрут – это Москва – Санкт-Петербург.
Теплоход внешне немного
отличается от своих однотипных собратьев, построенных раньше. В чем эти
отличия?
Собственно говоря, больших отличий нет. У нас
добавлены десять пассажирских кают на пятой палубе и несколько уменьшено
помещение штатного кинозала (после модернизации там расположен бар). В связи с
тем, что удлинилась надстройка, рубку пришлось сместить на пять метров вперед
по отношению к стандартному теплоходу 302 проекта. Остальное все осталось таким
же. Но на настоящий момент произведена довольно серьезная модернизация на
шлюпочной палубе. На ней появились десять кают «полулюкс» - из двух кают делали
одну. Каюты получились хорошие, уютные, комфортабельные.
В среднем раз в три-четыре
года на «Максиме Литвинове» проводится смена интерьеров. Например, на месте
бара на шлюпочной палубе был читальный салон, в котором не было ни колонн, ни
светящегося потолка, ни барной стойки. Мы все делаем для туристов и стараемся
идти в ногу со временем.
Основной контингент пассажиров
«Максима Литвинова» - интуристы?
Да, основной наш турист –
это интурист. Конечно, у нас бывают и россияне – не в каждом рейсе, но вот
сейчас на борту пятьдесят российских туристов. Это очень радует, что в наших
круизах появились российские туристы – одно время нашими пассажирами были
только иностранцы.
Каковы впечатления туристов, впервые приехавших в
Россию и совершающих круиз на вашем теплоходе?
Людей, которые впервые
приезжают в Россию, удивляет все. Удивляет то, что они видят больше хорошего,
чем ожидали. Очень приятно бывает слышать, когда туристы говорят: «У вас лучше,
чем на европейских судах». Их удивляют размеры нашего теплохода, его
маневренность, комфортабельность. Ведь не секрет, что такие суда могут работать
только в нескольких странах – на российских, украинских, китайских и
американских реках. Для рек остальных стран наш теплоход имеет слишком большие
размеры. Иностранные туристы очень интересуются бытом наших соотечественников.
Поэтому у нас очень популярен поселок Свирьстрой, куда мы заходим. Туристы
видят своими глазами, как живут люди в российской глубинке.
А встречаются ли среди
иностранных туристов те, кто совершает круиз на «Литвинове» не в первый раз?
Да, конечно, и очень часто.
Это нормальное явление. Я считаю, что чем чаще турист возвращается на теплоход,
на котором он однажды побывал, тем выше уровень этого теплохода. У нас такое бывает,
и не только у нас. Некоторые интересуются судами одного судовладельца. Они
говорят: «В прошлом году мы путешествовали на теплоходе «Новиков-Прибой», в
этом – на вашем, а на следующий год мы запланировали «Михаила Шолохова». Это
тоже довольно неплохо.
В какие порты заходит
«Максим Литвинов» на маршруте Москва – Санкт-Петербург?
Двигаясь из Москвы, мы
останавливаемся в Угличе, доходим по Волге до Ярославля, потом поднимаемся по
Шексне, заходим в Горицы, Кижи и Свирьстрой. А на обратном пути мы посещаем
также и Кострому.
А почему вы не заходите
на Валаам?
У нашего американского
партнера, с которым мы сейчас работаем, нет интереса к Валааму. Хотя места,
конечно, там очень красивые. Но, может быть, Валаам нравится больше россиянам и
немцам, чем американцам. Вот рядом стоит другой наш теплоход, «Михаил Шолохов»,
– он работает с немцами и заходит на Валаам.
Уже в течение четырех лет мы
выполняем в начале навигации рейс Ростов-на-Дону – Москва, а в конце – Москва –
Ростов-на-Дону. Основные туристы на этих рейсах – иностранцы. Особенной
популярностью этот маршрут пользуется у немецких туристов. А вот, скажем, для
туристов из США или Испании эти рейсы не столь популярны. Почему? Потому что
такие города, как Саратов, Самара представляют большой исторический и
культурный интерес для россиян, которые хорошо знают, что там находится. А,
скажем, для американского туриста эти достопримечательности не так интересны.
Еще одна особенность этого маршрута – большие расстояния от одного порта до
другого, и, соответственно, продолжительные переходы. За счет этого сокращается
время для экскурсий. С этой точки зрения это не совсем удачный маршрут. Хотя,
наверное, можно что-то продумать, чтобы заинтересовать туристов.
Существуют ли сложности, связанные с тем, что эти
рейсы выполняются в самом начале и в самом конце навигации?
Когда мы заходим на этом
маршруте в Астрахань, то на участке от Волгограда до Астрахани тяжело работать.
Осенью там уровень воды падает настолько, что мы касаемся грунта, когда
совершаем эти переходы.
Ранней весной у нашего
теплохода проблем не было – мы шли уже третьими. Первым прошел
«Новиков-Прибой», за ним «Академик Глушков». Большие проблемы были у «Новикова-Прибоя»
- ему пришлось выполнять роль ледокола. Ну а мы прошли уже практически по
чистой воде, лед только видели. Уже были установлены все пристани, в пунктах
захода нас встречали, и никаких срывов не было.
Осенью у нас бывают
небольшие проблемы в Ульяновске, когда мы возвращаемся домой. Там нарушена
автомобильная связь порта с городом в связи с тем, что проводится реконструкция
дорог. И туристам после экскурсии бывает сложно добраться в город, чтобы
погулять самостоятельно. Вот только в этом возникают проблемы, а в остальном –
все нормально, все отлажено.
Командный состав
теплоходов «Ортодокса», базирующихся в Ростове-на-Дону, перешел из
Волго-Донского пароходства?
В основном да. У нас сейчас
только два человека из комсостава – старший помощник капитана и второй штурман
теплохода «Академик Глушков» – приглашены из Волжского пароходства. А остальные
командиры на наших судах – ростовчане.
Да, эта проблема есть, и она
очень остра. Дефицит квалифицированных кадров намечается все больший. Командные
кадры для речного флота готовят, но дело в том, что выпускник вуза или речного
училища – это еще не командир. Его нужно стажировать, чтобы он стал третьим
помощником капитана в полном смысле этого слова. Ему нужен хороший опыт работы
на этих судах. Они насыщены всевозможными техническими средствами судовождения,
они требуют совершенно другого отношения, нежели грузовые суда. Здесь
приходится общаться с пассажирами, и надо быть подготовленным человеком. Работа
на пассажирском судне – это очень тонкая специфика, которую нужно постичь и
познать.
Ваш теплоход по пять
месяцев не заходит в родной порт, Ростов-на-Дону. Как к этому относится экипаж?
Конечно, экипажу тяжело. Но
наши судовладельцы позволяют семьям приезжать в Москву и Санкт-Петербург, чтобы
посетить своих родных и близких и заодно посмотреть эти города. Стоянки в
Москве и Санкт-Петербурге у нас довольно продолжительные.
Лично у меня – Свирьстрой.
Там живет мой хороший друг, и у него есть чудесная русская баня. По приходу в
Свирьстрой я иду в баню к своему другу, и мы чудесно проводим время. Я очень
люблю эти мероприятия. У нас среди экипажа есть целый клуб любителей бани.
Своим коллегам хотелось бы
пожелать стабильной и достойно оплачиваемой работы и безаварийного плавания. А
всем остальным – всегда будем рады видеть вас на борту «Максима Литвинова» и
всех других наших судов.
Использованы фотографии с сайта круизной компании «Ортодокс» и сайта Алексея Яблонского «Российские речные суда».
Газета "Флот и
круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного
разрешения их авторов