Александр Тараненко:

Все делаем для туристов

 

Александр Соснин беседует с капитаном теплохода «Максим Литвинов» Александром Тараненко

 

 

Теплоход «Максим Литвинов» – самый новый пассажирский лайнер круизной компании «Ортодокс». Теплоход работает на популярной линии Москва – Санкт-Петербург, а в начале и в конце сезона традиционно совершает круизы по маршруту Ростов-на-Дону – Москва и обратно. Капитан теплохода Александр Тараненко в 1978 году закончил Ростовское речное училище. По окончании училища работал на грузовых судах, в 1982 году перешел на пассажирский флот, где начинал вторым штурманом на теплоходе «Дунай». В 1991 году принял в Германии теплоход «Максим Литвинов», с тех пор работает его капитаном.

 

Как начиналась биография теплохода, ведь он не сразу пришел в Россию?

 

Флаг на нашем теплоходе был поднят 7 апреля 1991 года. Тогда были не лучшие времена для российского речного флота. То, что теплоход был сдан в эксплуатацию весной, создало некоторые трудности, потому что время для заключения контракта было уже упущено. А надо было начинать работать. И пароходством было принято решение попытаться использовать это судно в Европе как гостиницу.

 

Первое, что было предпринято пароходством – это был заключен контракт с шотландской фирмой. Теплоход совершил переход через Северное море и прибыл в Шотландию. Но работать мы там не смогли. Пришлось возвращаться назад. Направляясь в Россию, мы проходили немецкий порт Росток, где были приглашены в качестве временной гостиницы на период проведения Балтийской парусной регаты. Это «временно» растянулось на три года. Только в сентябре 1994 года «Максим Литвинов» прибыл в Ростов-на-Дону, а с 1995 года работает на российских внутренних водных путях. Основной наш маршрут – это Москва – Санкт-Петербург.

 

Теплоход внешне немного отличается от своих однотипных собратьев, построенных раньше. В чем эти отличия?

 

Собственно говоря, больших отличий нет. У нас добавлены десять пассажирских кают на пятой палубе и несколько уменьшено помещение штатного кинозала (после модернизации там расположен бар). В связи с тем, что удлинилась надстройка, рубку пришлось сместить на пять метров вперед по отношению к стандартному теплоходу 302 проекта. Остальное все осталось таким же. Но на настоящий момент произведена довольно серьезная модернизация на шлюпочной палубе. На ней появились десять кают «полулюкс» - из двух кают делали одну. Каюты получились хорошие, уютные, комфортабельные.

 

В среднем раз в три-четыре года на «Максиме Литвинове» проводится смена интерьеров. Например, на месте бара на шлюпочной палубе был читальный салон, в котором не было ни колонн, ни светящегося потолка, ни барной стойки. Мы все делаем для туристов и стараемся идти в ногу со временем.

 

Основной контингент пассажиров «Максима Литвинова» - интуристы?

 

Да, основной наш турист – это интурист. Конечно, у нас бывают и россияне – не в каждом рейсе, но вот сейчас на борту пятьдесят российских туристов. Это очень радует, что в наших круизах появились российские туристы – одно время нашими пассажирами были только иностранцы.

 

Каковы впечатления туристов, впервые приехавших в Россию и совершающих круиз на вашем теплоходе?

 

Людей, которые впервые приезжают в Россию, удивляет все. Удивляет то, что они видят больше хорошего, чем ожидали. Очень приятно бывает слышать, когда туристы говорят: «У вас лучше, чем на европейских судах». Их удивляют размеры нашего теплохода, его маневренность, комфортабельность. Ведь не секрет, что такие суда могут работать только в нескольких странах – на российских, украинских, китайских и американских реках. Для рек остальных стран наш теплоход имеет слишком большие размеры. Иностранные туристы очень интересуются бытом наших соотечественников. Поэтому у нас очень популярен поселок Свирьстрой, куда мы заходим. Туристы видят своими глазами, как живут люди в российской глубинке.

 

А встречаются ли среди иностранных туристов те, кто совершает круиз на «Литвинове» не в первый раз?

 

Да, конечно, и очень часто. Это нормальное явление. Я считаю, что чем чаще турист возвращается на теплоход, на котором он однажды побывал, тем выше уровень этого теплохода. У нас такое бывает, и не только у нас. Некоторые интересуются судами одного судовладельца. Они говорят: «В прошлом году мы путешествовали на теплоходе «Новиков-Прибой», в этом – на вашем, а на следующий год мы запланировали «Михаила Шолохова». Это тоже довольно неплохо.

 

В какие порты заходит «Максим Литвинов» на маршруте Москва – Санкт-Петербург?

 

Двигаясь из Москвы, мы останавливаемся в Угличе, доходим по Волге до Ярославля, потом поднимаемся по Шексне, заходим в Горицы, Кижи и Свирьстрой. А на обратном пути мы посещаем также и Кострому.

 

А почему вы не заходите на Валаам?

 

У нашего американского партнера, с которым мы сейчас работаем, нет интереса к Валааму. Хотя места, конечно, там очень красивые. Но, может быть, Валаам нравится больше россиянам и немцам, чем американцам. Вот рядом стоит другой наш теплоход, «Михаил Шолохов», – он работает с немцами и заходит на Валаам.

 

Хорошо известны также сезонные рейсы вашего теплохода по Волге и Дону…

 

Уже в течение четырех лет мы выполняем в начале навигации рейс Ростов-на-Дону – Москва, а в конце – Москва – Ростов-на-Дону. Основные туристы на этих рейсах – иностранцы. Особенной популярностью этот маршрут пользуется у немецких туристов. А вот, скажем, для туристов из США или Испании эти рейсы не столь популярны. Почему? Потому что такие города, как Саратов, Самара представляют большой исторический и культурный интерес для россиян, которые хорошо знают, что там находится. А, скажем, для американского туриста эти достопримечательности не так интересны. Еще одна особенность этого маршрута – большие расстояния от одного порта до другого, и, соответственно, продолжительные переходы. За счет этого сокращается время для экскурсий. С этой точки зрения это не совсем удачный маршрут. Хотя, наверное, можно что-то продумать, чтобы заинтересовать туристов.

 

Существуют ли сложности, связанные с тем, что эти рейсы выполняются в самом начале и в самом конце навигации?

 

Когда мы заходим на этом маршруте в Астрахань, то на участке от Волгограда до Астрахани тяжело работать. Осенью там уровень воды падает настолько, что мы касаемся грунта, когда совершаем эти переходы.

 

Ранней весной у нашего теплохода проблем не было – мы шли уже третьими. Первым прошел «Новиков-Прибой», за ним «Академик Глушков». Большие проблемы были у «Новикова-Прибоя» - ему пришлось выполнять роль ледокола. Ну а мы прошли уже практически по чистой воде, лед только видели. Уже были установлены все пристани, в пунктах захода нас встречали, и никаких срывов не было.

 

Осенью у нас бывают небольшие проблемы в Ульяновске, когда мы возвращаемся домой. Там нарушена автомобильная связь порта с городом в связи с тем, что проводится реконструкция дорог. И туристам после экскурсии бывает сложно добраться в город, чтобы погулять самостоятельно. Вот только в этом возникают проблемы, а в остальном – все нормально, все отлажено.

 

Командный состав теплоходов «Ортодокса», базирующихся в Ростове-на-Дону, перешел из Волго-Донского пароходства?

 

В основном да. У нас сейчас только два человека из комсостава – старший помощник капитана и второй штурман теплохода «Академик Глушков» – приглашены из Волжского пароходства. А остальные командиры на наших судах – ростовчане.

 

Стоит ли на реке проблема нехватки кадров?

 

Да, эта проблема есть, и она очень остра. Дефицит квалифицированных кадров намечается все больший. Командные кадры для речного флота готовят, но дело в том, что выпускник вуза или речного училища – это еще не командир. Его нужно стажировать, чтобы он стал третьим помощником капитана в полном смысле этого слова. Ему нужен хороший опыт работы на этих судах. Они насыщены всевозможными техническими средствами судовождения, они требуют совершенно другого отношения, нежели грузовые суда. Здесь приходится общаться с пассажирами, и надо быть подготовленным человеком. Работа на пассажирском судне – это очень тонкая специфика, которую нужно постичь и познать.

 

Ваш теплоход по пять месяцев не заходит в родной порт, Ростов-на-Дону. Как к этому относится экипаж?

 

Конечно, экипажу тяжело. Но наши судовладельцы позволяют семьям приезжать в Москву и Санкт-Петербург, чтобы посетить своих родных и близких и заодно посмотреть эти города. Стоянки в Москве и Санкт-Петербурге у нас довольно продолжительные.

 

Александр Иванович, а какой самый любимый порт захода лично у Вас?

 

Лично у меня – Свирьстрой. Там живет мой хороший друг, и у него есть чудесная русская баня. По приходу в Свирьстрой я иду в баню к своему другу, и мы чудесно проводим время. Я очень люблю эти мероприятия. У нас среди экипажа есть целый клуб любителей бани.

 

Что бы вы пожелали нашим читателям в заключение?

 

Своим коллегам хотелось бы пожелать стабильной и достойно оплачиваемой работы и безаварийного плавания. А всем остальным – всегда будем рады видеть вас на борту «Максима Литвинова» и всех других наших судов.

 

 

 

Санкт-Петербург, 17 августа 2003 года

 

 

Использованы фотографии с сайта круизной компании «Ортодокс» и сайта Алексея Яблонского «Российские речные суда».

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов