15 лет на капитанском мостике "Салавата Юлаева"

 

Александр Соснин беседует с капитаном теплохода "Салават Юлаев" Бельского речного пароходства Мухаметом Мухаметзяновым.

 

 

Начинал я в 1964 году студентом Казанского речного техникума. В 1965 году я плавал свою первую навигацию на теплоходе "Анадырь", теперь он называется "Мулланур Вахитов". На нем мы проходили практику на линии Пермь - Астрахань. А в 1966 и 1967 годах плавательную практику мне пришлось проходить уже на танкерах. После техникума я работал в Иртышском речном пароходстве, водил составы по Иртышу. А потом на три года ушел служить в армию. После армии вернулся в Уфу и пошел устраиваться на работу. Мне показали, где находится затон, туда я и направился. А там на пассажирском "Петре Комарове" как раз не было третьего штурмана. Меня и взяли на его место. Мы ходили рейсами Уфа - Москва. Возили иногда по 360 человек, особенно когда началось строительство КамАЗа, куда со всей страны люди ехали на пароходах. Потом я пошел вторым штурманом на пароход "В.А. Жуковский", затем перешел на теплоход "Габдулла Тукай", а после этого уже в качестве капитана принял пароход "Уфа". Мы работали на туристических линиях сначала с Ижевском, затем с Челябинском.

 

Теплоход "Салават Юлаев"Когда "Уфу" списали, я принял теплоход "Салават Юлаев". Это было 12 июня 1987 года. Как раз сегодня 15 лет, как я его принял. На "Юлаеве" мы работали на разных маршрутах, в том числе четыре года ходили по кольцевому маршруту Москва - Нижний Новгород - Москва по Волге и Оке. Сейчас мы работаем на линии Уфа - Москва - Уфа. Основную посадку пассажиров делаем в Уфе, и пять кают закреплено за Москвой. Москвичам наш маршрут тоже очень нравится.

 

Как обстоят дела с крупным пассажирским флотом в Бельском пароходстве?

 

Сейчас в Бельском пароходстве одиннадцать пассажирских теплоходов 305 проекта. Один теплоход, "Бригантина", стоит как гостиница в Уфе у монумента Дружбы, остальные десять до последнего времени ходили. В этом году два из них, "Габдулла Тукай" и "Федор Кибальник", поставлены на холодный отстой. Это связано с отсутствием туристов. Не секрет, что с каждым годом растут цены на топливо, и, соответственно, на путевки. У некоторых судов отменены рейсы. Вот сейчас отменили два рейса "В.М. Зайцеву", один - "Василию Чапаеву". "Муса Гареев" должен был в конце апреля идти в Москву, где его арендовали, но целый месяц простоял в Уфе - не было туристов. Сейчас ведь люди пока свои огороды не обработают, никуда не поедут. А раньше мы работали с апреля по октябрь.

 

И заполнялись?

 

Не то слово. Ходили заполненные с первого рейса. Делали не по пять-шесть, а по девять рейсов за навигацию, по 18 суток каждый. Уже со снегом, со льдами уходили в затон. А сейчас навигация короткая - всего три месяца у тех теплоходов, которые не в аренде. В аренде же все зависит от того, сможет ли фирма работать больше. Вот "Башкортостан" в последние годы уходил в конце апреля, а возвращался в Уфу в середине сентября. Но большинство судов 305 проекта работают по три месяца в году. Часто отменяется или первый, или последний рейс. В прошлом году у нас вместо шести было пять рейсов. Мы пришли из пятого рейса, и сразу пошли в затон. Туристов мало, а гонять суда порожняком смысла нет.

 

"Салават Юлаев" на зеленой стоянке на БелойМухамет Зинурович, насколько сложна река Белая для судоводителей?

 

Для речников других бассейнов Белая, конечно, тяжеловата. Вот бывшие касимовские экипажи, которые ходили по Оке, привыкли к Белой. Сейчас к Костроме подходил "Н.Г. Славянов", я разговаривал с капитаном - он шел как раз с Оки. По рации много разговаривать не будешь, но мы обычно при встрече делимся. На "Н.Г. Славянове" касимовский капитан, он хорошо знает Оку. Мы, кстати, тоже привыкли к Оке - тяжело, а потом привыкаешь.

 

На Белой раньше были гарантированные глубины 2 метра 20 сантиметров. Но дноуглубительные работы уже много лет не ведутся, судоходная обстановка не улучшается. Конечно же, с каждым годом река засоряется. Да и буи иногда не горят, береговой обстановки местами нет. Днем еще можно идти, а ночью знаки не освещаются. На то есть множество причин - например, рыбаки снимают фонари.

 

А ходят ли суда по Белой ночью?

 

Ночью суда ходят на усмотрение капитана. Одно время так же было и на Волге, когда там плоховато было с обстановкой. Мы с туристами ходили по локатору - реку-то знаем.

 

Пользуетесь ли вы услугами лоцманов?

 

Мы уже давно ходим без лоцманов. По Белой - тем более. Наши бельские суда ходят почти всюду - в Москву, Астрахань, Ростов, Пермь. Хотя у нас на Белой существует лоцманская проводка. По ней раньше ходило много грузовых судов - к нам возили соль, от нас - гравий. Мы их встречали у устья Белой и вели до Уфы. А пассажирские теплоходы, которые ходили к нам, как правило, в лоцманской проводке не нуждались. Они, можно сказать, так же, как и мы, всю жизнь ходили по Белой и реку знали.

 

Вот на Оку всегда обязательно проводка была - от Нижнего Новгорода до Москвы и обратно. А вообще если в наших дипломах - моем и первого штурмана - не указан данный район плавания, то мы должны брать лоцмана. Иначе не разрешается.

 

До прихода на "Салават Юлаев" Вы командовали колесным пароходом 737 проекта. Несколько таких пароходов работали в Бельском пароходстве. Почему эти пароходы так быстро списали и как сложились их судьбы после списания?

 

Мне эти пароходы, конечно, очень нравились. Правда, по сравнению с теплоходами 305 проекта они были менее маневренными. Все-таки у теплоходов два винта, рули, а на пароходах - колеса, они враздрай не крутятся, только в одну сторону. Но зато на пароходах было гораздо тише.

 

Но, естественно, они устарели. Их перестали выпускать в водохранилища - корпуса у них стали ненадежны. На водохранилищах волна бывает до двух с половиной метров, а у этих пароходов было ограничение - один метр. Кроме того, для них не уже выпускали запчасти. В третьих, для них требовался специальный мазут. Когда эти пароходы начали списывать, топливо для них перестало поступать. Не будешь же закупать этот мазут для двух-трех пароходов - как говорится, себе дороже.

 

После списания один из этих пароходов, "Джамбул", продали на Кубань. Он там ходил - после того, как его увели, о нем было слышно лет семь-восемь. Оттуда к нам в пароходство приезжал главный инженер, рассказывал о работе парохода. "Кадомцева" отбуксировали на Уфимку, где он два года простоял как база отдыха, а потом его начало заиливать, он накренился и утонул. "Казань" я видел на Москва-реке, но его уже разрезали. Остальные пароходы у нас потихонечку сгнили.

 

На палубеСейчас пассажирский флот на Белой состоит из теплоходов 305 проекта...

 

У нас вначале было всего два таких теплохода - "Ветлуга" и "Чулым", сейчас они называются "Салават Юлаев" и "Габдулла Тукай". Потом пришел "Анадырь", ныне "Мулланур Вахитов" из Чистополя. Потом взяли из Москвы "Алексея Киселева", теперь он называется "Башкортостан". За ним пришли "Баргузин" ("Муса Гареев") из Ростова, "Марина Раскова" и "Василий Чапаев" из Астрахани.  Теперь у нас одиннадцать таких теплоходов. Один, "Николай Островский", продали в Казань. Он сделал пару рейсов, потом его отвели за солевой причал, он там гнил-гнил, пока не утонул.

 

Для речников эти одиннадцать теплоходов одинаковы, или каждый имеет свое лицо?

 

Понимаете, к этим теплоходам привыкаешь, как к родному дому. Они все разные. У них разная маневренность, разная ходкость, механизмы работают по-разному. "Муса Гареев" очень тяжелый на маневрах, "В.М. Зайцев" - ходкий, а вот "Салават Юлаев" - вертлявый. Он разворачивается прямо на месте. А "Мусе Гарееву" реки для разворота не хватает.

 

Каждый привыкает к своему теплоходу. Вот если перейду я на другой теплоход, надо будет какое-то время к нему привыкать, хотя и опыт у меня большой.

 

Пассажирские помещения на каждом теплоходе тоже переделаны по-своему. Мы сами все переделываем. Правда, сейчас решено оставить несколько теплоходов, как есть. Единственное, что на них надо сделать - это поставить умывальники во все каюты. Ведь когда начинаешь переделывать теплоход, сокращается его вместимость.

 

Каков срок службы теплохода 305 проекта?

 

Сначала поговаривали, что срок службы такого теплохода - 25 лет. Но когда этот срок вышел, новых судов в достаточном количестве не было построено. И они служат до сих пор. Конечно, идет их восстановительный ремонт, но очень медленно - ведь они с каждым годом стареют.

 

В кинозале теплоходаСуществовали ли планы обновления пассажирского флота на Белой?

 

Хотели взять из Москвы теплоход австрийской постройки, но по какой-то причине его к нам не передали. А сейчас такой теплоход вряд ли пройдет по Белой. Раньше на Белой была гарантированная глубина 2 метра 20 сантиметров, а у него осадка - всего 1 метр 80 сантиметров. Требуемый запас для пассажирских судов - 20 сантиметров, так что он мог ходить по Белой. А сейчас - нет. В позапрошлом году к нам пришел московский теплоход, и не смог дойти до Уфы. Мы-то ладно - знаем, как пройти. Где-то балласт накачиваем, где-то откачиваем, где-то топлива поменьше берем. А он до Бирска поднялся, а от Бирска туристы отправились в Уфу на автобусах.

 

Теплоходы 305 проекта не слишком мореходны. Бывают ли в связи с этим у "Салавата Юлаева" задержки на водохранилищах?

 

Задержек у нас еще не было. Но нам не разрешают выходить при высоте волны больше двух метров. Да и какой капитан пойдет при такой волне? Особенно, когда ветер бортовой. Теплоходы 305 проекта больше всего боятся ветра. У них большая парусность. Осадка такого теплохода в носовой части - 1 метр 20 сантиметров, в кормовой - 1 метр 45 сантиметров, а наводная высота - целых 14 метров. Поэтому при сильном ветре нам особенно сложно подходить к стенкам.

 

Верхний вестибюль теплоходаКак меняются туристы на "Юлаеве"?

 

Туристы становятся более требовательными. Ведь раньше туристические путевки доставались многим, можно сказать, бесплатно - по профсоюзной линии. А сейчас путевки дорогие, и платят люди из своего кармана.

 

У "Салавата Юлаева" немало постоянных пассажиров. Многие туристы катаются на нашем теплоходе из года в год. Вот в этом рейсе есть человек, который отдыхает на "Юлаеве" пятый год. Люди привыкают к теплоходу, к его команде. Комсостав у нас давно не менялся, проводники тоже работают уже по четыре-пять лет.

 

Существует ли сейчас на реке дефицит специалистов?

 

Понимаете, раньше попасть на пассажирский флот было непросто - надо было иметь и знания, и опыт. А сейчас с пассажирского флота уходят. Идут на овощевозы, грузовые суда. У них навигация - по шесть-семь месяцев, и оклады на них побольше. Потом, сейчас не готовятся кадры, поэтому есть дефицит матросов. Кто захочет идти на три месяца на мизерный оклад? Или любители реки, или те, кто хочет покататься. Да и на девять месяцев на берегу не всякий найдет работу.

 

Мухамет Зинурович, и последний вопрос. "Салават Юлаев", кроме родной Белой, работает на Волге и Каме. Не является ли этот бельский теплоход на этих реках "чужим"?

 

Нет, конечно. Речники друг друга знают и никогда не отказывают в помощи. Вот могу привести пример. Вчера ветер хороший был. А перед нами шли трехпалубники "Михаил Кутузов" и "Валерий Чкалов". Они встали в Городце. А мы снизу подходим, и километров за пятнадцать слышу - они просят помощи у стоящего на рейде толкача, чтобы он их оттянул от причала - они "прилипли", их притягивает ветром и они не могут оторваться. И вот чужой теплоход подошел и оттащил их. Час мучался с ними, но помог. Таких случаев, когда речники друг другу помогают, на реке много, и не важно, "свой" теплоход или "чужой".

 

 

Борт теплохода "Салават Юлаев", 12 июня 2003 года

 

 

P.S. 26 июня 2003 года, ровно через две недели после этого интервью, Мухамета Зинуровича не стало. Мы выражаем глубокие соболезнования родным и близким этого замечательного человека и славного речника.

  

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов