ТЕПЛОХОД "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ "
МОСКВА - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
(30 мая - 4 июня 2008 года)


Когда ты разгоняешься на своем автомобиле до скорости 150 километров в час, то можешь неожиданно для себя влететь в стоящий вдоль дороги населенный пункт, и не успеть даже сбросить скорость до положенных шестидесяти километров в час, как половина населенного пункта уже останется позади.

Так и мы "влетели" в навигацию 2008 года с шестью теплоходами и девятью офисами в трех городах, и не успели даже это осознать. Вроде бы она, навигация, все время была далеко впереди, и вот мы уже находимся где-то глубоко в ней, а она несется мимо и говорит: "Ребятки, легкая жизнь кончилась, это вам не с одним "Чапаевым" работать, а вот подкину-ка я вам сегодня еще вот такую задачку..."

Так что наступило время для тяжелого труда. Я со своими двумя работами перешел на стабильный 12-часовой рабочий день, участились командировки... Весь режим дня полетел к черту. Были дни, когда не оставалось времени перекусить. Однаджы я весь день провел в командировке в Москве, и съел за этот день только одну чипсину, плюс стопку водки, так в тот день сложилось. Но что поделаешь, сам себе выбрал такую жизнь. И я доволен! Это как раз то, что и надо.

А теплоходы "Инфофлота" выходили один за другим. 30 мая из Самары вышел "Космонавт Гагарин", и принимать его улетел Александр Сахаров, а я в тот же день принимал в Москве "Илью Муромца".

В то утро в Москве у Северного речного вокзала собрались вместе все четыре теплохода, принадлежащих судоходной компании "Цезарь-трэвел".

"Президент", бывший "Сергей Лазо":

"Сергей Абрамов", бывший "Капитан Рачков", бывший "Дружба":

"Цезарь", бывший "Эрнст Тельман", и "Илья Муромец". Последний в навигацию 2008 года находится в аренде у компании "Инфофлот" и готовится к своему первому рейсу под флагом этой компании:

В этом году на первом рейсе "Ильи Муромца" проводятся два экологических семинара: первый - из Москвы в Санкт-Петербург, второй - из Санкт-Петербурга в Москву. Эти семинары традиционно проводятся фирмой "Интеграл" на теплоходах "Инфофлота". В этот раз на борту присутствуют и обычные туристы, правда, их совсем немного.

Размещаюсь в служебной каюте на носу средней палубы:

Теплоход теплоходом, но и к семинару я имею самое непосредственное отношение. В фирме "Интеграл" я работал до 2006 года, а потом возглавил компанию-партнера "Институт повышения квалификации "Интеграл", директором и соучредителем которой я в настоящее время являюсь. Эта компания занимается проведением курсов повышения квалификации и семинаров для экологов. Мероприятия проводятся практически каждую неделю, и очень популярны среди экологов всей страны. Семинары на "Илье Муромце" тоже проводятся этой же компанией. Так что все сошлось в одну точку - первый рейс "Муромца" и экологический семинар на его борту.

В глазах одних людей я стойко ассоциируюсь с "Интегралом" и ни с чем больше. В глазах других, наоборот, только с "Инфофлотом". Слишком мало пересекаются эти области, экология и речной флот. Но и тем, и другим я занимаюсь с удовольствием. В "Инфофлоте" я имею возможность не принимать активного участия в оперативном процессе, и это с одной стороны неплохо, но с другой стороны хочется что-то делать своими руками. Для этого есть ИПК "Интеграл", там я могу позволить себе такую роскошь, как собственноручный тщательный подбор кадров, еженедельные совещания по всем аспектам работы компании, постоянную доступность для любых вопросов от сотрудников, знание особенностей каждого сотрудника, и тому подобные вещи. Это то, что называется оперативным управлением - позволяет не воспарить в облака и быть в форме. Так что жаловаться мне не на что - я занимаюсь самыми разными вещами, и мне все это нравится. Ну и приносит некоторое количество денег, конечно.

Ну а если за это, как я упоминал выше, и приходится платить нарушением режима и 12-часовым рабочим днем, так знаю, на что иду, грех жаловаться.

А вот мои давние коллеги по "Интегралу". Полтора года назад, когда я покинул "Интеграл", наши пути разошлись, но общие вопросы по работе все равно остаются, а кроме того мы с удовольствием встречаемся на теплоходах. Слева направо: автор, начальник отдела разработки программных средств Сергей Чигалейчик, главный специалист отдела разработки программных средств Дмитрий Оборин, ведущий инженер-программист Евгений Рябов. Мы все работали в "Интеграле" с начала 1990-х годов:

В Мышкине нас встречают мыши, такова традиция. В этом году у мышей новые костюмы:

В этом году мы решились на эксперимент. На теплоходах "Илья Муромец" и "Василий Чапаев" решено ввести новый подход к подаче методической (путевой) информации. Как обычно дается путевая информация? Теплоход проходит то или иное значимое место, а голос из динамиков рассказывает об этом месте. Стоишь ли ты на палубе, или сидишь в каюте, голос все равно слышен.

А вот в чем суть нового подхода. Туристам выдается подробная путевая инфорация в распечатанном виде. В ежедневной бортовой газете указывается, примерно в какое время теплоход пройдет мимо той или иной достопримечательности. При прохождениее достопримечательностей голос из динамиков об этом сообщает. Но подробностей не рассказывает. Подробности - на живых встречах с методистом в салоне или кинозале, или в распечатках. Живый встречи хороши тем, что они интерактивны: ты можешь задать методисту вопрос и получить ответ.

На "Илье Муромце" методистом работает Людмила Васильевна (в прошлом - методист на теплоходах "Инфофлота" "Василий Чапаев" и "Анатолий Папанов", а также методист-инструктор на "Салавате Юлаеве"):

Мне было интересно посмотреть, как работает новый подход. Мне понравились ежедневные встречи в Людмилой Васильевной, хотя в процессе в целом выявились и некоторые недостатки исполнения. Это поправимо. А нравится ли это новшество туристам?

Туристы к новшеству отнеслись неоднозначно. Кому-то подход понравился. Но другие говорят: мы не хотим ходить на встречи. Хорошо, тогда почитайте информационные материалы. Нет, мы не хотим читать информационные материалы. Дайте нам голос из динамика, чтобы нам все подробно рассказывали. Ладно, сворачиваем эксперимент на "Чапаеве", там большая часть туристов - старой закалки, они не поймут. А на "Муромце"? А на "Муромце" будем продолжать.

Как же так, скажете вы, разве не надо делать то, что нравится большинству туристов? Ради которых и ходят по рекам теплоходы, и работают туристические компании? Да и себе жизнь облегчите - куда проще посадить методиста в радиорубку, пусть читает текст, и не нужно ни распечаток, ни встреч, ни публикации времени прохождения достопримечательностей?

Сложный вопрос.

Если бы компании поступали только так, как в данный момент хотят туристы, то многого из того, что мы сейчас видим, просто не было бы сделано. Хотели ли туристы пятнадцать лет назад, чтобы на теплоходах были концертные программы и разнообразная анимация? Нет, они хотели только одного: хорошо играющего баяниста. Хотели ли туристы двадцать лет назад, чтобы в их каютах были санузлы? Нет, они этого не хотели, они отправлялись в путешествие за закатами и считали, что это несовместимо с санузлами в каютах. Не придирайтесь к словам, я конечно немного утрирую, однако суть вопроса передаю верно. Те, кто предлагает услугу, должны руководствоваться не только сегодняшним мнением клиента, но должны предугадыать мнение клиента завтрашнего, а сегодняшним своим клиентам открывать глаза на что-то новое. Это относится не только к речным круизам.

И здесь я сталкиваюсь один на один с личной ответственностью за происходящее. Никто, кроме меня, в "Инфофлоте" не горит этим подходом. Все сомневаются. Но мне поверили, со мной не стали спорить, и сделали то, о чем я говорил, на "Муромце" и "Чапаеве". Так что я отвечаю за сделанное. И я к этому готов.

Но совершенствовать реализацию этого нового подхода придется еще долго. Да и только на одном теплоходе - "Илье Муромце". На "Чапаеве" это пока малоперспективно, придется возвращаться к стандартной путевой информации. Пока возвращаться, а дальше - посмотрим.

День третий - Горицы.

Хорошо не думать ни о каких сложностях процесса, а фотографировать с берега всякие перешвартовки:

Теплоход "Н.А. Некрасов" отправляется в рейс. В этом году этот теплоход был арендован "Инфофлотом" на два рейса на майские праздники. Хороший теплоход, даже очень. С такими теплоходами хочется работать.

"Муромец" тоже неплох. Он уступает "Некрасову" размером большинства кают, но в целом он мне нравится. Это не в качестве рекламы, просто действительно нравится этот теплоход, который прошел реконструкцию всех пассажирских помещений в 2005 году:

Вечер на Ковже. Глухие места. Даже странно, что здесь протекает одна из самых загруженных речных артерий страны. Возят туристов, грузы, нефть. Движение судов очень насыщенное. А по берегам - тишина и безлюдье...

День четвертый, Свирь. На всем маршруте - много встречных судов, и этот день не исключение. Вот, например, "Кронштадт" (бывший Александр Ульянов"), ожидающий нас на выходе из Верхнесвирского шлюза. В Ленинграде 1980-х годов это был популярный теплоход, отличавшийся от других своими маршрутами. Мало кто еще ходил с туристами из Ленинграда в Ростов, Пермь, Москву. Именно "Александр Ульянов" стал первым теплоходом, зашедшим в Елабугу. Точнее, высадивший там туристов с рейда. Командовал теплоходом в те годы известный ленинградский капитан Вадим Михайлович Лапидус.

В этом году "Кронштадт" работает на линии Москва - Санкт-Петербург с иностранными туристами. Возит датчан.

Старая добрая "Арабелла" (бывший "Л. Доватор"):

Вечерняя стоянка в Верхних Мандрогах. Пока у участинков семинара и туристов пикник, у нас с управляющим деревней Алексеем Зюкиным своя программа.

В этом году в Мандрогах открылось новое здание, включающее в себя ресторан:

И конференц-зал:

Открытие этих объектов в Мандрогах повышает привлекательность деревни для тех, кто желает провести здесь конференцию или семинар, сочетая приятное с полезным.

В конференц-зале - макет деревни Верхние Мандроги:

Из конференц-зала можно выйти на просторную террасу:

Строительство в Мандрогах не прекращается, каждый год вводятся новые объекты. Кто-то ругает Мандроги за "псевдорусский стиль", кто-то, наоборот, восхищается увиденным здесь, но равнодушных мало. И трудно спорить с тем, что девевня Верхние Мандроги, построенная не так давно практически на пустом месте, стала значимым и популярным туристическим объектом Северо-Запада, и местом остановки для большинства теплоходов, следующих по Свири. Имея статистику анкетирований туристов, могу сказать одно: большинству из них здесь нравится.

Ранним утром, проснувшись, я увидел в окне каюты берег нижней Свири. Мне ничего не надо объяснять. Сразу стало понятно, что Валаама не будет.

Поднялся в рубку. Да, в Ладожском озере волна два с половиной метра, у "Муромца" ограничение два метра. Если раньше в такой ситуации могли выпустить теплоход в озеро с формулировкой "под ответственность капитана", то в этом году - нет. Волна выше разрешенной для теплохода - значит, стоим, и никаких вариантов. Так стало после катастрофы в Керченском проливе. Готовьтесь, туристы и туроператоры: задержек на маршрутах по Северо-Западу теперь будет больше, чем раньше. Может быть это и правильно, а может, и ненужная перестраховка. Я не знаю. Знаю только, что если какой-нибудь теплоход утонет в этом озере вместе со всеми туристами, то такой отрасли, как речные круизы, настанет вероятный конец.

Стиом, ждем следующего прогноза. В 8 утра - новый прогноз: усиление волны. Ну что тут поделаешь? Не стоять же на рейде у этой Свирицы до вечера, надо хоть чем-то заменить людям Валаам. Возвращаемся в Лодейное Поле. Это четыре часа хода. Вот так вот, теплоход следует в Санкт-Петербург, и при этом целых четыре часа идет вверх по Свири. Чего только не бывает.

В 12.30 ошвартовались в Лодейном Поле, и туристов увезли на экскурсию в Введено-Оятский монастырь.

Причал в Лодейном Поле существовал в советское время, и сюда заходили как туристические, так и рейсовые суда. В 1990-е годы причала не стало, и вот в 2006 году в Лодейном Поле был открыт новый причал, чуть выше существовавшего раньше. Правда, почти все операторы по инерции продолжали планировать заходы в Свирьстрой - оттуда хоть и дальше везти туристов на автобусах в Александро-Свирский монастырь, зато место в Свирьстрое более привычное и с некоторой береговой инфраструктурой. Подливали масла в огонь и капитаны, ворчавшие на то, что у пристани Лодейное Поле крайне затруднительно делать оборот. Так что до нынешнего года заходы теплоходов в Лодейное Поле были нечастым явлением, и новый причал большую часть времени простаивал в бездействиии.

А в 2008 году помог случай: собрались строить новую дорогу в Свирьстрой, и разобрали старую. А новую построить не успели. Доехать до Свирьстроя на автобусах стало очень затруднительно. И многие операторы перенесли стоянки своих судов из Свирьстроя в Лодейное Поле

Причал находится в стороне от центра города, но до него можно за 10-15 минут дойти пешком. А рядом с причалом построено симпатичное кафе:

Днем стоим в Лодейном Поле и принимаем прогнозы. Они неутешительны. А тем временем дирекция круиза устроила распродажу сувенирной продукции "Инфофлота":

Что делать, надо работать и в нестандартной ситуации.

Надо решать, что делать дальше. Возможно, волнение стихнет ночью, и где-то в полночь можно будет войти в Ладожское озеро. Это надо выйти из Лодейного Поля в восемь часов вечера. Перед входом в Неву пропускаем встречные суда, идущие с разводки мостов... Потому что до них пройти участок с односторонним движением не успеваем. В Санкт-Петербурге будем около 14 или 15 часов. Отправление в обратный рейс - в тот же день в 21.00. Пребывание в Санкт-Петербурге, даже если нас выпустят в Ладогу, практически сорвано.

Но есть и еще один момент: на борту теплохода - много участников семинара, у которых на руках билеты из Санкт-Петербурга в свои города на первую половину дня. Как быть с ними, если мы вечером уйдем из Лодейного Поля ожидать лучшую погоду в Свирице? Ведь от Лодейного Поля до самого Санкт-Петербурга высадить людей больше негде.

Принимаю мучительное решение: стоять в Лодейном Поле, доставить туристов в Санкт-Петербург на автобусах, новых туристов из Санкт-Петербурга - тоже на автобусах, тех, кто едет на "Муромце" туда и обратно - тоже отвезти на автобусах и выполнить в Санкт-Петербурге всю запланированную экскурсионную программу. То есть ждать погоды в Свирицу мы не пойдем, а останемся на двое суток в Лодейном Поле независимо от того, изменится ли погода.

И заработал механизм, пошла реализовываться сложная логистическая схема. Ребята, работающие в питерских офисах "Инфофлота", сделали все безукоризненно - быстро нашли автобусы, обеспечили все пересадки и стыковки, организовали регистрацию вновь прибывших туристов на речном вокзале Санкт-Петербурга... Нет, молодцы, что и говорить. А я, человек, чьим решением теплоход не пошел в Санкт-Петербург, в тот вечер не находил себе места. Правильно ли я поступил, лишив людей возможности по-человечески, на теплоходе, пусть и со значительным опозданием, прибыть в Санкт-Петербург? Может, надо было сделать по-другому? В голове рождались разные схемы. А в полночь получили наконец прогноз на улучшение погоды. Можно идти в Ладогу. Но мы уже никуда не пойдем.

Нет, наверное это было правильное решение. Оно непростое, оно дорого обойдется компании "Инфофлот". Но это наименьшее из всех зол.

Вечером выбрался в город - спасибо добрейшему Михаилу Юрьевичу Голубеву, главному речному диспетчеру по Свири. Он прокатил меня по Лодейному Полю на машине. Получилась интересная мини-экскурсия.

Город Лодейное Поле был основан на год раньше Санкт-Петербурга, в 1702 году, как поселок кораблестроителей. Год спустя здесь был спущен на воду фрегат "Штандарт", перевенец Балтийского флота. При закладке верфи на берегу Свири был построен дом, в котором поселился Петр I. Сейчас на месте дома стоит памятная стелла:

Сегодня Лодейное Поле - тихий городок в двухстах сорока километрах от Санкт-Петербурга. Теплоходы "Цезарь" и "Илья Муромец" у пристани:

Небольшой современный храм Петра и Павла, построенный рядом с тем местом, где находился известный в прошлом Петропавловский собор, разрушенный в годы войны:

Памятный знак, установленный в честь 300-летия Лодейного Поля:

Привокзальная площадь и современное здание железнодорожного вокзала. Здесь останавливаются поезда, следующие в Мурманск и Карелию:

В четыре часа утра первый автобус увез в Санкт-Петербург тех участников семинара, у которых на руках были билеты на поезда и самолеты из Санкт-Петербурга на первую половину дня.

В шесть часов утра два других автобуса увезли остальных. Правда, некоторые туристы остались на борту.

Вечером поехал в Санкт-Петербург и я. Заехал на речной вокзал, посмотрел, как идет регистрация на рейс, как идет посадка в первый из трех автобусов, отправляющихся в Лодейное Поле к борту теплохода. Ох, и в копеечку же влетело "Инфофлоту" это мероприятие...

Да, для кого-то рейс начинается необычно... Сегодня все переночуют на теплоходе, завтра отправятся на экскурсию в Александро-Свирский монастырь, и потом теплоход пойдет в Москву по расписанию. Все будет хорошо, все встанет на свои места. А я, конечно, надолго запомню этот рейс "Ильи Муромца". Думаю, что в памяти людей, и в мой памяти тоже, он останется не плохим, не неудачным... Нет, он просто останется необычным рейсом.


На главную