ТЕПЛОХОД "АНАТОЛИЙ ПАПАНОВ"
РОСТОВ-НА-ДОНУ - ТАГАНРОГ - РОСТОВ-НА-ДОНУ
(19-21 июля 2008 года)


Предыстория вопроса такова, что в 2006 и 2007 годах теплоход "Анатолий Папанов" выполнил под флагом "Инфофлота" по одному рейсу по маршруту Москва - Ейск - Москва. А потом произошла катастрофа судов в Керченском проливе, и выход речных пассажирских судов в Ейск запретили. Сделали это как раз накануне навигации 2008 года, когда рейс "Анатолия Папанова" в Ейск из Москвы уже был полностью загружен (как и рейс "Юрия Никулина" из Самары).

Стали искать выход из положения. Простейшим выходом могла бы стать двух- или трехдневная стоянка в Ростове с сильно расширенной экскурсионной программой. Но в конечном итоге получилась альтернативная программа, состоящая из стоянок в Таганроге и Азове.

Поскольку сейчас никто не может сказать, разрешат ли таким судам заход в Ейск в 2009 году, то очень возможно, что аналогичный рейс "Папанова" в 2009 году будет сразу объявлен как Москва - Таганрог - Москва, рейс "Никулина" - как Самара - Таганрог - Самара. Поэтому я поехал посмотреть, что это за участок маршрута, от Ростова до Таганрога, и какие там могут быть особенности.

"Анатолий Папанов" к моменту моего приезда уже стоял у набережной Ростова-на-Дону:

Движение судов вниз от Ростова лимитирует железнодорожный мост, который разводится трижды в день. Последняя разводка - в половине шестого вечера. "Папанов" должен отойти по команде диспетчера от причала в Ростове и первым среди всех ожидающих судов пройти мост. Команда может наступить в любой момент между 17.20 и 17.40, и тогда уже - никаких ожиданий опоздавших, только отдавать швартовы и вперед, к мосту. Так что время отправления объявлено 17.00. Не могу сказать, что я очень одобряю подобную перестраховку. Думаю, можно поставить время отправления 17.15. Но капитан настоял на 17.00, ему виднее. А "Инфофлоту" со своей стороны надо это тоже отработать. Для этого не требуется особых усилий, надо только подробно рассказать по громкой связи о том, что теплоход, несмотря на объявленное время отправления 17.00 может остаться у причала до 17.40, но всем надо обязательно быть на борту, потому что капитан обязан отойти немедленно по команде диспетчера, а она может поступить в любой момент.

В 2007 году этого не объявили, и сейчас упустили этот момент. Ничего страшного, конечно, не произошло, но туристы куда лучше будут чувствовать себя информированными. Второй раз на те же грабли. На теплоходах нужно информирование, информирование и еще раз информирование! И в ежедневной бортовой газете, которая есть у каждого пассажира, и по громкой связи. Это важнейшая составляющая турпродукта. Важнейшая.

Итак, проходим мост:

Навстречу нам идут суда, ожидавшие разводки снизу.

На закате солнца выходим из Дона в Азовское море. Переход из реки в море здесь резкий:

Директор круиза Ольга Семенихина. Ольга пришла в "Инфофлот" в 2007 году в качестве помощника директора круиза на "Анатолии Папанове", а в эту навигацию она стала директором круиза:

Идем по Азовскому морю:

Но идем недолго. Прибытие теплохода в Таганрог назначено на завтрашнее утро, а Таганрог уже рядом. Почему было не постоять подольше в Ростове? Из-за расписания разводки железнодорожного моста: в следующий раз он разводится завтра в 11.00, это означает, что в Таганрог можно было бы прийти завтра к 16.00. Тоже, кстати, вариант для рассмотрения на будущее, но пока встаем на рейд на всю ночь. Стоянку на рейде, кстати, надо включать в расписание и информировать о ней туристов, да еще и давать пояснения, такие же, как я сейчас дал уважаемым читателям. Давать их в ежедневной газете и по громкой связи. Человек должен чувствовать себя информированным.

Утром снялись с якоря и пошли в порт Таганрога. Таганрог был основан Петром Первым в 1698 году как город-крепость, а после присоединения к России Крыма Таганрог стал городом-портом, которым остается и сейчас.

"Папанову" пришлось делать оборот в очень узком месте, и ему помогал буксир "Иван Беззубый". Морской порт, здесь помощь буксира при маневрах - обычное дело.

Ошвартовались в порту Таганрога в 08.00. Начало экскурсии - в 09.00. Имеющийся час предназначен для оформления судна.

Сейчас в Таганроге нет пассажирского порта. Пассажирские теплоходы не заходили сюда уже много лет. Но главная проблема в другом. Нет, Таганрог - это не пограничная зона. Но порт Таганрог - это пограничный порт. Все его причалы расположены за пределами пунктов погранконтроля. Для пассажирского теплохода, не выходящего за пределы России, это создает определенные сложности.

Как решается вопрос погранконтроля в морских круизах? Очень просто: паспорта пассажиров находятся у дирекции круиза, и специальная судовая служба, имея эти паспорта, по приходу в порт решает решает с местными властями все пограничные и таможенные формальности, пока туристы завтракают и ни о чем не думают. Иногда местные власти требуют личного присутствия каждого пассажира на паспортном контроле, но это случается редко, и в большинстве случав решается очень просто: пограничники садятся на теплоход в предыдущем порту, и пассажиры проходят пограничный контроль в море.

Ну а в Таганроге пассажирам пришлось пройти паспортный контроль на выезде из порта, что, конечно, вызвало у людей удивление: мы же не выезжали из России! Да, не выезжали, но теплоход стоит за пределами поста погранконтроля.

И еще один момент - запрет на самостоятельное передвижение людей по территории порта. Это означает: въезд и выезд только на автобусах.

Несмотря на эти неудобства, Таганрог пассажирам "Папанова" понравился. Кто-то побывал на обзорной экскурсии по Таганрогу, кто-то - на дополнительной экскурсии в Танаис, многие остались в городе до вечера, проведя вторую половину дня на пляже. Для въезда в порт в шесть часов вечера их ждал автобус у проходной порта. А на будущее надо бы организовать шатлы.

О некоторых строгостях (передвижение по порту только в автобусах, индивидуальный погранконтроль) пограничные и портовые службы сообщили только в день прихода теплохода в Таганрог. Но все же стоило заранее подготовить туристов к худшему варианту. Информирование, информирование и еще раз информирование. Почему будем проходить пограничный контроль, мы же в России? Потому что Таганрог - пограничный порт, теплоходы стоят за пределами пограничного пункта. А процедура будет вот такая... Все надо объяснить и подготовить людей к худшему варианту. Удастся в последний момент как-то упростить процедуру контроля и передвиджения по порту - хорошо. Не удастся - по крайней мере все на борту были к этому готовы.

Как бы то ни было: спасибо портовым властям Таганрога за прием пассажирского теплохода. Город очень понравился туристам. Будем надеяться, что заход в Таганрог 31 июля "Юрия Никулина" пройдет совсем гладко.

Таганрог позади. На выходе из порта нас страхует "Иван Беззубый".

Снова ночной рейд на Аовском море, а наутро снимаемся с якоря и следуем к устью Дона. Следующая остановка - Азов.

Утро на нижнем Дону:

Крупные пассажирские суда давно не заходили в Азов. Причальная стенка была занята понтоном для "Восходов", но к приходу "Папанова" ее временно переставили в другое место. Аккуратно швартуемся рядом с вот таким "пассажиром":

Итак, Азов. Древний город, вошедший в состав России в 1696 году при Петре I. Впоследствии Азов на время переходил к Турции, и только в 1775 году окончательно закреплен за Россией. В городе сохранились остатки турецких укреплений.

Пока туристы отправились на экскурсию и на пляж, я посетил расположенную рядом Азовскую судоверфь. С нынешним генеральным директором этой верфи я знаком уже несколько лет, и когда "Папанов" пришел в Азов, он пригласил меня посмотреть на верфь.

В этом году Азовской судоверфи исполняется 80 лет. В течение своей долгой жизни верфь в основном занималась строительством морских рыболовных судов, бускиров, нефтемусоросборщиков. Сегодня судоверфь после долгого сложного периода 1990-х годов вернулась к жизни, и занимается в основном судоремонтом. Также выполняется заказ на строительство понтона для очистки реки Темерник в Ростове-на-Дону.

Этому толкачу здесь фактически сделано новое днище:

На следующем фото - последний корпус теплохода проекта 13301. Это рыболовные траулеры больше известны как тип "СЧС", они начали строиться еще с деревянными корпусами в 1952 году. За это время создавались новые проекты рыболовных траулеров "СЧС", последняя серия шла с морозильным оборудованием трюма. Ну а этот корпус вряд ли когда-нибудь станет траулером. Скорее всего, он будет достроен в качестве прогулочного теплохода или частной яхты.

Построенный уже в последние годы рыболовный сейнер МПБ:

На борту МПБ довольно уютно. Если не использовать его по прямому назначению, но на нем в можно отдыхать с семей или в небольшой компании:

На территории судоверфи есть довольно большой музей:

В 14.00 отправиись дальше, в Ростов-на-Дону. Судя по разговорам на борту, стоянка в Азове туристам понравилась, имеет смысл делать ее и в будущем.

Снова нижний Дон, песчаные пляжи, всякие птицы:

Потом - ожидание разводки моста, прохождения моста, швартовка в Ростове. Здесь меня уже ждут, и я покидаю теплоход. Но проводить "Папанова" в дальнейший путь - это святое дело. В 21.00 "Анатолий Папанов" покидает Ростов, и, как написали бы в старых газетах, берет курс на Москву.

Следующий рейс "Анатолия Папанова" по маршруту Москва - Таганрог - Москва - с 9 по 31 июля 2009 года.

На главную