Путешествовать
из Финляндии в Швецию и обратно многие любят на морских паромах, соединяющих
эти две страны. Огромные комфортабельные суда перевозят пассажиров и автомобили
между Хельсинки, Турку и Стокгольмом.
Почему эти корабли столь популярны, как среди жителей
Европы, так и среди россиян?
Во-первых, они комфортабельны и предоставляют
путешественнику не только комфортабельную каюту, но и набор развлечений на
борту.
Во-вторых, с собой можно провезти автомобиль, сделав морскую
поездку частью автомобильного путешествия.
В третьих, на борту этих кораблей работают магазины
«такс-фри», в которых можно приобрести товары по более низким, чем на берегу,
ценам. Особенно эти магазины любят шведы, которые покупают там недорогой
алкоголь. Не подумайте ничего плохого про шведов, просто у них в стране
спиртное дорого и продается только в специальных магазинах, а посещать эти
магазины считается не очень хорошим тоном. Другое дело – паром.
Паромы, работающие между Финляндией и Швецией,
эксплуатируются конкурирующими компаниями «Силья Лайн» и «Викинг Лайн» и
являются одними из самых крупных и комфортабельных паромных судов в мире.
Еще в
семидесятые годы паромы обеих компаний были относительно небольшими, а сами
компании негласно поделили рынок: услугами «Силья Лайн» пользовались более
респектабельные пассажиры, тогда как паромы «Викинг Лайн» считались более
демократичными. А в восьмидесятые годы началась гонка.
Начала ее компания «Силья Лайн», выпустив в начале 80-х на
линию Хельсинки – Стокгольм два парома-близнеца «Финляндия» и «Сильвия Регина»
водоизмещением 26 тысяч тонн каждый. В то время по размерам и комфорту им не
было равных в мире. Эти суда быстро завоевали популярность и удерживали первенство
до тех пор, пока «Викинг Лайн» не противопоставила им роскошные корабли
«Мариелла» и «Олимпия», а позднее – «Синдереллу». Одновременно обе компании
построили еще несколько комфортабельных паромов. Путешествие между Финляндией и
Швецией стало не просто поездкой, но и очень приятным времяпрепровождением.
В 1990 году «Силья Лайн» поставила на линию Хельсинки –
Стокгольм паром «Силья Серенейд», совершивший настоящий переворот как в
технологии судостроения, так и в сознании людей. Центральная часть этого парома
представляет собой длинную улицу с кафе, магазинами и другими развлечениями. На
эту улицу выходят и окна пассажирских кают класса «променад». Впервые в
паромной индустрии некоторые каюты получили настоящие балконы. Второе такое
судно «Силья Симфони» вышло на линию годом позднее. Симпатии пассажиров быстро
перешли к этим паромам-близнецам, настоящим королям Балтийского моря.
В ответ «Викинг Лайн» заказала в Германии паром небывалым
водоизмещением 60 тысяч тонн и пассажировместимостью 3 тысячи человек. На борту
предусматривались всевозможные развлечения и даже каюты с эркерами. Корабль,
названный «Европа», был почти готов, когда случилась беда. Обанкротился партнер
«Викинг Лайн», владелец ряда паромов и заказчик «Европы». Судно осталось на
верфи, а вскоре было взято в аренду компанией «Силья Лайн», которая этим
удачным ходом оставила своего конкурента далеко позади. Паром получил название
«Силья Европа» и с триумфом вышел на линию Хельсинки – Стокгольм (позднее он
был переведен на линию Турку – Стокгольм).
Компания «Викинг Лайн», лишившаяся нескольких доходных
паромов, приходила в себя несколько лет, пока ее положение не
стабилизировалось. Однако на этом беды не закончились.
В сентябре 1994 года эстонский паром «Эстония», совершавший
рейс из Таллинна в Стокгольм, попал в сильный шторм, получил повреждение
створок носовых ворот автомобильной палубы и затонул. Погибли более 900
пассажиров. Эта трагедия подорвала доверие к морским паромам, и количество
желающих совершить поездки на них уменьшилось.
Спустя несколько лет была отменена беспошлинная торговля на
паромах, курсирующих между странами, входящими в Евросоюз. Это было серьезным
ударом по паромным перевозкам, ведь многие пассажиры совершали поездки на
паромах исключительно ради недорогих покупок в магазинах. Выход был найден –
корабли стали заходить на Аландские острова, которые, являясь территорией
Финляндии, не входят в Евросоюз. Однако необходимость формального захода на
острова значительно увеличило расходы обеих компаний, а некоторые маршруты пришлось
сократить. Повысились и цены на билеты.
Несмотря на все трудности, балтийские паромы сегодня
остаются популярнейшим средством передвижения между Финляндией и Швецией.
Поездки на этих кораблях трудно назвать полноценными круизами, как их
представляют многие российские туристические агентства. И уровень сервиса, и
размеры кают, и многое другое на балтийских паромах не дотягивает до требований
круизных пассажиров. Но для незабываемой ночной поездки на борту каждого судна
имеется все необходимое – рестораны, бары, магазины, салоны отдыха, бассейны,
комфортабельные каюты, спортивные площадки, конференц-залы. Цены на такие
мини-круизы невысоки и доступны многим россиянам.
Обе
компании стремятся расширить район обслуживания. Так, «Викинг Лайн» уже много
лет совершает 20-часовые мини-круизы по маршруту Хельсинки – Таллинн –
Хельсинки, а недавно эта компания открыла маршрут в Ригу. «Силья Лайн»
предпринимает попытки организовать движение небольшого круизного судна «Силья
Опера» между Хельсинки и Санкт-Петербургом, но пока безуспешно. Дело в том, что
такие мини-круизы могут в первую очередь быть интересны жителям Финляндии из-за
возможности посетить Санкт-Петербург без визы. А Министерство иностранных дел
России выступает против таких поблажек для пассажиров «Силья Лайн». Пока идут
споры и обсуждения, корабль «Силья Опера» работает на линиях Хельсинки – Рига –
Хельсинки и Хельсинки – Висбю – Хельсинки, принося доход Риге и Висбю вместо
Санкт-Петербурга.
Как бы то ни было, для россиян паромы «Силья Лайн» и «Викинг
Лайн» остаются самыми доступными комфортабельными морскими судами. Вероятно,
это положение еще долго не изменится.
Фотографии с сайта www.cybercruises.com.
Газета "Флот и
круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного
разрешения их авторов