Балтийские паромы

 

Александр Соснин

 

 

Путешествовать из Финляндии в Швецию и обратно многие любят на морских паромах, соединяющих эти две страны. Огромные комфортабельные суда перевозят пассажиров и автомобили между Хельсинки, Турку и Стокгольмом.

 

Почему эти корабли столь популярны, как среди жителей Европы, так и среди россиян?

Во-первых, они комфортабельны и предоставляют путешественнику не только комфортабельную каюту, но и набор развлечений на борту.

Во-вторых, с собой можно провезти автомобиль, сделав морскую поездку частью автомобильного путешествия.

В третьих, на борту этих кораблей работают магазины «такс-фри», в которых можно приобрести товары по более низким, чем на берегу, ценам. Особенно эти магазины любят шведы, которые покупают там недорогой алкоголь. Не подумайте ничего плохого про шведов, просто у них в стране спиртное дорого и продается только в специальных магазинах, а посещать эти магазины считается не очень хорошим тоном. Другое дело – паром.

 

Паромы, работающие между Финляндией и Швецией, эксплуатируются конкурирующими компаниями «Силья Лайн» и «Викинг Лайн» и являются одними из самых крупных и комфортабельных паромных судов в мире.

 

Еще в семидесятые годы паромы обеих компаний были относительно небольшими, а сами компании негласно поделили рынок: услугами «Силья Лайн» пользовались более респектабельные пассажиры, тогда как паромы «Викинг Лайн» считались более демократичными. А в восьмидесятые годы началась гонка.

 

Начала ее компания «Силья Лайн», выпустив в начале 80-х на линию Хельсинки – Стокгольм два парома-близнеца «Финляндия» и «Сильвия Регина» водоизмещением 26 тысяч тонн каждый. В то время по размерам и комфорту им не было равных в мире. Эти суда быстро завоевали популярность и удерживали первенство до тех пор, пока «Викинг Лайн» не противопоставила им роскошные корабли «Мариелла» и «Олимпия», а позднее – «Синдереллу». Одновременно обе компании построили еще несколько комфортабельных паромов. Путешествие между Финляндией и Швецией стало не просто поездкой, но и очень приятным времяпрепровождением.

 

В 1990 году «Силья Лайн» поставила на линию Хельсинки – Стокгольм паром «Силья Серенейд», совершивший настоящий переворот как в технологии судостроения, так и в сознании людей. Центральная часть этого парома представляет собой длинную улицу с кафе, магазинами и другими развлечениями. На эту улицу выходят и окна пассажирских кают класса «променад». Впервые в паромной индустрии некоторые каюты получили настоящие балконы. Второе такое судно «Силья Симфони» вышло на линию годом позднее. Симпатии пассажиров быстро перешли к этим паромам-близнецам, настоящим королям Балтийского моря.

 

В ответ «Викинг Лайн» заказала в Германии паром небывалым водоизмещением 60 тысяч тонн и пассажировместимостью 3 тысячи человек. На борту предусматривались всевозможные развлечения и даже каюты с эркерами. Корабль, названный «Европа», был почти готов, когда случилась беда. Обанкротился партнер «Викинг Лайн», владелец ряда паромов и заказчик «Европы». Судно осталось на верфи, а вскоре было взято в аренду компанией «Силья Лайн», которая этим удачным ходом оставила своего конкурента далеко позади. Паром получил название «Силья Европа» и с триумфом вышел на линию Хельсинки – Стокгольм (позднее он был переведен на линию Турку – Стокгольм).

Компания «Викинг Лайн», лишившаяся нескольких доходных паромов, приходила в себя несколько лет, пока ее положение не стабилизировалось. Однако на этом беды не закончились.

 

В сентябре 1994 года эстонский паром «Эстония», совершавший рейс из Таллинна в Стокгольм, попал в сильный шторм, получил повреждение створок носовых ворот автомобильной палубы и затонул. Погибли более 900 пассажиров. Эта трагедия подорвала доверие к морским паромам, и количество желающих совершить поездки на них уменьшилось.

 

Спустя несколько лет была отменена беспошлинная торговля на паромах, курсирующих между странами, входящими в Евросоюз. Это было серьезным ударом по паромным перевозкам, ведь многие пассажиры совершали поездки на паромах исключительно ради недорогих покупок в магазинах. Выход был найден – корабли стали заходить на Аландские острова, которые, являясь территорией Финляндии, не входят в Евросоюз. Однако необходимость формального захода на острова значительно увеличило расходы обеих компаний, а некоторые маршруты пришлось сократить. Повысились и цены на билеты.

 

Несмотря на все трудности, балтийские паромы сегодня остаются популярнейшим средством передвижения между Финляндией и Швецией. Поездки на этих кораблях трудно назвать полноценными круизами, как их представляют многие российские туристические агентства. И уровень сервиса, и размеры кают, и многое другое на балтийских паромах не дотягивает до требований круизных пассажиров. Но для незабываемой ночной поездки на борту каждого судна имеется все необходимое – рестораны, бары, магазины, салоны отдыха, бассейны, комфортабельные каюты, спортивные площадки, конференц-залы. Цены на такие мини-круизы невысоки и доступны многим россиянам.

 

Обе компании стремятся расширить район обслуживания. Так, «Викинг Лайн» уже много лет совершает 20-часовые мини-круизы по маршруту Хельсинки – Таллинн – Хельсинки, а недавно эта компания открыла маршрут в Ригу. «Силья Лайн» предпринимает попытки организовать движение небольшого круизного судна «Силья Опера» между Хельсинки и Санкт-Петербургом, но пока безуспешно. Дело в том, что такие мини-круизы могут в первую очередь быть интересны жителям Финляндии из-за возможности посетить Санкт-Петербург без визы. А Министерство иностранных дел России выступает против таких поблажек для пассажиров «Силья Лайн». Пока идут споры и обсуждения, корабль «Силья Опера» работает на линиях Хельсинки – Рига – Хельсинки и Хельсинки – Висбю – Хельсинки, принося доход Риге и Висбю вместо Санкт-Петербурга.

 

Как бы то ни было, для россиян паромы «Силья Лайн» и «Викинг Лайн» остаются самыми доступными комфортабельными морскими судами. Вероятно, это положение еще долго не изменится.

 

Фотографии с сайта www.cybercruises.com.

 

На главную страницу

Газета "Флот и круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного разрешения их авторов