Александр Александрович Трофимов, директор московского
филиала компании “Волга-флот тур”
Отправная
точка – это качество турпродукта
Компания речного туризма Волжского пароходства – это на сто процентов
дочернее предприятие ОАО “Судоходная компания “Волжское пароходство” (торговая
марка “Волга-флот”). Наша торговая марка – “Волга-флот тур”. Есть еще
“Волга-флот танкер” и другие дочерние предприятия.
Сама компания находится в Нижнем Новгороде. Филиалы есть в Москве,
Санкт-Петербурге и Самаре. Охватываются все регионы основных водных путей. В
московском отделении у нас работают 650 человек. Это полный штат.
Сегодня у нас большое мероприятие – плановая встреча с капитанами наших
кораблей. В навигацию 2003 года мы планируем завершить этап по переоборудованию
судов. Будем подводить итоги – что сделано и что осталось сделать.
Как образовалась ваша компания и самостоятельны ли ее
филиалы?
В 1998 году совет акционеров
пароходства принял решение, что необходимо самим развивать туристическое
направление. Соответственно, было принято решение создать дочернее предприятие,
которое на 100% будет принадлежать пароходству и которое будет заниматься всем
циклом проблем и задач, начиная от перевозки и заканчивая обеспечением питания,
экскурсионного обслуживания и мероприятий на борту. То есть всем циклом
формирования этого продукта и, соответственно, его продажей. Эта компания была
названа “Компания речного туризма Волжского пароходства”. Компания
зарегистрирована в Нижнем Новгороде, и были созданы филиалы в Самаре,
Санкт-Петербурге и Москве. Это единое целое. Единственное, что каждый филиал
ведет самостоятельную политику. Это было сделано специально, чтобы учесть
региональные особенности и рассмотреть все возможные варианты развития
ситуации. Поэтому каждый филиал развивается самостоятельно, но под общей эгидой
“Волга-флот тура”. Тем более что филиалы у нас без образования юридического
лица. Пути были разные, но все равно мы сошлись в одну точку, которая является отправной,
- это качество турпродукта. Все остальное – уже частности.
В этом году “Волга-флот туру” будет 5 лет. В Москве компания
начала работу с 2001 года. До этого были робкие попытки что-то делать
самостоятельно. Но корабли пароходства были обременены многолетними договорами
с туроператорами. Когда эти договора закончились, корабли поступили в
долгосрочную аренду в “Волга-флот тур”. Это называется “аренда транспортного
средства с экипажем”. Экипажи являются работниками пароходства. Заправка
топливом, организация портового обслуживания, ремонт кораблей, питание – это
огромный цикл работ, который мы выполняем. Делаем мы это собственными силами с
подключением специалистов пароходства.
Генеральным директором нашей компании является Валерий
Валентинович Беляев, он же является начальником управления пассажирских
перевозок Волжского пароходства. Можно сказать, что пассажирское управление и
“Волга-флот тур” - это одно целое.
С этого года будут происходить большие изменения. Во-первых,
филиал пароходства “Нижегородский пассажирский порт” ликвидирован и
пассажирское управление будет полностью заниматься сферой обслуживания в Нижнем
Новгороде. Это речной вокзал и скоростной флот. Сюда добавляется еще
транспортная линия Москва – Астрахань.
На ней остается шесть судов?
Может, пять.
Какова судьба тех судов, которые снимают с линии?
Их продают. Ни один корабль под списание у нас не идет.
Теплоходы проектов 588 и 26-37 выставлены на продажу, и многие уже проданы.
Сейчас оформляется сделка по “Валерию Чкалову” и “Клементу Готвальду”. “Капитан
Рачков” пока не востребован.
Как будут продаваться билеты на транспортную линию?
У пароходства был агентский договор с пассажирским портом
(торговая марка – Столичная судоходная компания). Если мы сможем разобраться со
сложным оформлением документов по продаже билетов на транспортную линию, будем
их продавать. Это мероприятие носит, скажем так, политический характер. Здесь
нет речи о какой-то прибыли, рентабельности. В этом году московская квота мест
будет поделена пополам между портом и нами. Мы будем продавать билеты в кассах
на “Динамо”.
Что будет с ценами на билеты на теплоходы транспортной
линии?
Они повышаются где-то на 25 процентов.
Вы будет предоставлять льготы, положенные всем категориям
граждан?
Да.
Расскажите о тех теплоходах, которые в этом году будут
работать от московского филиала “Волга-флот тура”.
Пять кораблей – это теплоходы 301
проекта – “Николай Чернышевский”, “Александр Радищев”, “Константин Коротков”,
“Нижний Новгород”, “Константин Федин”. Они будут работать с иностранными
туристами. С ними также будет работать “Максим Горький” (проект Q-040). Два
корабля 588 проекта будут работать с российскими туристами – это “Илья Муромец”
и “Ильич”. “Константин Коротков” поделен пополам – там будут и иностранцы, и
россияне.
А смогут ли российские туристы совершить круиз на одном из
остальных теплоходов 301 проекта?
Нет. Дело в том, что они уже все проданы.
Какие маршруты в этом году предлагаются для российских
туристов, кроме обычных в Санкт-Петербург и Углич?
Самые интересные маршруты мы предлагаем на теплоходе
“Ильич”. В этом году он пойдет в Астрахань, Пермь, и, кроме того, в сентябре
будет уникальный рейс по маршруту “Малые города России”. Будут остановки в
таких городах, как Тутаев, Кинешма, Елабуга, Булгары, Козловка, Юрино, Рыбинск.
Теплоход будет останавливаться только в малых городах – не будет ни Казани, ни
Нижнего Новгорода, ни Ярославля.
Почему было принято решение взять второй теплоход 588
проекта, “Илья Муромец”?
У нас было нечего продавать российским туристам. В прошлом
году мы продавали три больших корабля для россиян – “Нижний Новгород”,
“Константин Коротков” и часть круизов на “Максиме Горьком”. В этом году –
только “Константин Коротков”, и то он практически весь продан.
У теплохода “Илья Муромец” предусматривается однодневная
стоянка в Санкт-Петербурге. Это маловато для такого города. Почему вы решили
сделать такую короткую стоянку?
Во-первых, из-за цен. Получается круиз 11 дней и цена, соответственно,
ниже. Кроме того, мы сделали цикл из 11-дневного круиза в Санкт-Петербург и
3-дневного круиза в Углич, получается удобный двухнедельный цикл.
Проводите ли вы модернизацию на “Илье Муромце”?
Да, проводим. На “Муромце” у нас переделывается нижняя
палуба. Там будут двухместные двухъярусные каюты с умывальниками (сейчас там
четырехместные каюты без умывальников). Идет ремонт всех помещений на судне.
Делается сауна, ресепшн, меняются ковровые покрытия, шторы в ресторане,
конференц-зале. Делается текущий ремонт машинного отделения, систем
водоснабжения, устанавливается новое навигационное оборудование. То есть по
“Илье Муромцу” делается довольно большой объем работ.
Есть ли у вас в планах повышение комфортабельности
теплоходов 588 проекта, я имею в виду в первую очередь оборудование кают
санузлами?
Нет. Дело в том, что чем ниже пассажировместимость корабля,
тем он дороже. У нас очень большая проблема с теплоходом “Ильич” - там 166
продажных мест для туристов, в том числе пять кают “люкс”, соответственно, и
цена на него высокая. На “Илье Муромце” было более 300 мест, остается 211.
Поэтому самое главное – это не понижать существующую пассажировместимость
теплоходов.
Как вы прокомментируете планы петербургского филиала
“Волга-флот тура” организовать круизы на Соловки? Действительно ли “И.С.
Тургенев” пойдет не до Беломорска, а до Соловков?
Да. Сейчас оформляется разрешение в Речном регистре, чтобы
был проход до Соловков. Пока официального разрешения нет, но нас заверили, что
оно будет. (На момент публикации интервью стало известно, что в этом году
"И.С. Тургенев" не получил разрешения на проход до Соловков и рейсы
будут выполняться до Беломорска с доставкой туристов на Соловки на морском
катере. - А.С.)
А планы другого туроператора организовать круиз на теплоходе
588 проекта в Анапу?
Нет, такого круиза в этом году не будет. Этот вопрос уже
закрыт.
Какие работы проводятся и планируются по модернизации
теплоходов 301 проекта?
После модернизации теплоходы 301 проекта у нас гораздо лучше
302-х. В них вложено достаточно много денег.
На теплоходах этого проекта изначально было очень много
двухъярусных кают, очень маленьких и неудобных. В каютах не было холодильников,
электророзеток. На теплоходах не было конференц-зала, баров. Теперь на них
больше нет двухъярусных кают, оборудован конференц-зал, кормовой бар переделан
под бар-ресторан, который вечером открывается как бар. Переделали мы и основной
ресторан. Сделали большие работы по замене камбузного оборудования. Оборудовали
тренажерные залы и залы настольного тенниса. Каюты “люкс” оборудованы
телевизорами. На кораблях есть сотовая телефонная связь, и можно звонить
практически с любой точки на маршруте, кроме нескольких мертвых зон. Переделан
ресепшн.
На “Николае Чернышевском” мы будем его расширять. На пол
будем класть плитку – керамогранит. Планируется ремонт парикмахерских. На всех
кораблях поменяли ковровые покрытия, шторы во всех каютах. Из читального салона
сделали малый бар, из музыкального салона – бар-панораму. Сейчас продолжаем
менять мебель в общественных помещениях. Сегодня в каютах остались только
старые кровати, столы и шкафы. В следующем году будем менять и это тоже.
Также в этом году мы сделали полный ремонт санблоков на
теплоходе “Константин Коротков”. Заменили полностью всю сантехнику. Теперь
будем разводить душ и рукомойник – сейчас они скомбинированы. Полностью
заменена палубная мебель на всех кораблях. Идет покраска судов. И, естественно,
идет ремонт машинного отделения. Сейчас ставим “Константина Короткова” на два
месяца на горячий ремонт, во время которого полностью заменим на нем
водопроводные трубы и сантехнику. Заканчивается замена сантехнических труб на
“Нижнем Новгороде”. В следующем году то же сделаем на “Радищеве”.
Наметьте специфику каждого филиала “Волга-флот тура”.
Во-первых, это работа либо с иностранными туристами, либо с
россиянами. В Нижнем Новгороде в этом году работают три теплохода – “Георгий
Жуков”, “Фридрих Энгельс” и “Космонавт Гагарин”. Они работают только с
российскими туристами. Самара работает с “Федором Шаляпиным” и “Капитаном
Пушкаревым”, у них тоже российские туристы. А у нас и в Санкт-Петербурге –
смешанный состав туристов – россияне и иностранцы. В Санкт-Петербурге в этом
году четыре теплохода 302 проекта.
Разные подходы – это разные направления поиска золотой
середины. Большое внимание уделяется общественному питанию. Два года подряд у
нас на кораблях работает комбинат учебного питания, где работники судовых
ресторанов повышают свою квалификацию. Также они проходят курсы иностранных
языков. Используются несколько разные подходы в работе персонала на борту, в
работе с турагентствами в России и за рубежом. Соответственно, и управление
самим процессом тоже разное.
Привлекаете ли вы иностранный менеджмент на суда, работающие
с иностранцами?
Нет, у нас только российский менеджмент. Они знают западные
стандарты обслуживания, потому что в России таких стандартов не было. Но весь
цикл мы делаем самостоятельно.
Есть ли у “Волга-флот тура” планы в будущем взять себе
дополнительные теплоходы?
С новыми теплоходами – большая проблема, потому что флот у
нас сейчас не строится. Сейчас мы ведем переговоры с итальянской фирмой о
возможной покупке пассажирского теплохода класса река-море. Сейчас изучается
технический аспект. Если технические параметры подойдут, то сделка состоится.
Теплоход будет предназначаться для иностранных туристов.
Один из теплоходов нижегородского филиала, “Валериан
Куйбышев”, будет работать в Санкт-Петербурге, в туристической компании
“Итус-тур”. Заключен двухгодичный контракт. Возможно, в следующем году у нас
добавится еще один теплоход проекта 92-016. И я думаю, что на этом все. Потому
что больше теплоходов нет. Единственное, что возможно расширение флота после
2005 года, когда закончится большой контракт на пять теплоходов с компанией “Ортодокс”.
Москва, 22 февраля 2003 г.
Беседовал Александр Соснин
Газета "Флот и
круизы. Вестник "Инфофлота"
Материалы, опубликованные на сайте, разрешается копировать только с письменного
разрешения их авторов